На прошлой неделе во Дворце творчества детей и молодёжи подвели итоги сразу двух конкурсов. Некогда единый конкурс "Учитель года" был разделён в 2015 году на отдельные состязания педагогов и воспитателей.
Испытания проходили в несколько этапов и длились не один месяц. За это время участники, а их оказалось 93, подружились, получили новые знания и поделились своими умениями. В конкурсе "Педагог года" первое место в номинации "Учитель школы" занял Евгений Знаменский. Он в 2012 году окончил Магнитогорский государственный университет. Шесть лет преподаёт историю и обществознание в гимназии № 53. Самыми интересными считает времена Древнего Рима и двадцатый век в России. Уже десять лет играет в городской команде "Что? Где? Когда?". Предпочитает проводить уроки, уходя от формата классических лекций.
На мастер-классе для коллег Евгений Знаменский поделился методикой работы с проектом на основе исторического анекдота.
- Один из придворных пожаловался императору Николаю I на то, что дочь сбежала с офицером, - привёл пример учитель. - Император наложил резолюцию на письмо придворного: "Офицера разжаловать в солдаты, дочь вернуть отцу". Ищем в этом случае аспекты исторической эпохи, затем дети выполняют проекты.
Евгений Знаменский уверен, что изучать историю должен каждый человек, это неотъемлемая часть культуры. Кроме того, прошлое необходимо знать, чтобы не повторять ошибок. Победе своей, конечно, обрадовался.
- Превосходные впечатления от конкурса, - признался он. - Очень старался, долго шёл к первому месту. Ведь это третий мой конкурс. Был финалистом, призёром и вот, наконец, победил. Конечно, это случилось благодаря общим усилиям. Мне помогали коллеги, ребята - всем огромное спасибо.
Второе место в этой номинации занял учитель информатики школы № 39 Борис Томин, а третье - Дарья Губина из СОШ-10. Она, как и победитель, преподаёт историю и обществознание.
Сказки Оксаны Никульниковой
В номинации "Педагог дошкольного образования" победила Оксана Никульникова.
- Участвую в конкурсе впервые, - рассказала она. - Решилась благодаря заведующей детским садом. Правда, на раздумья ушло два года. Оказалось, состязание по профессиональному мастерству - это очень интересно, увлекательно, так что все сложности отошли на второй план.
Оксана Викторовна закончила университет с красным дипломом. Преподаёт в детском саду № 178 речевое развитие, математику, формирует целостную картину мира. Вдобавок психолог.
- Сочиняем с детьми сказки, - пояснила она. -И педагогов окунула в этот процесс. Это многому учит.
Победительница трудится в сфере дошкольного образования 15 лет. С юных лет была уверена, что будет работать с детьми. Давно убедилась, что сделала правильный выбор.
Второе и третье места в номинации "Педагог дошкольного образования" заняли воспитатели детских садов № 12 и 71 Екатерина Оникиенко и Юлия Михина.
Волшебные шахматы
Анвар Хафизов из центра детского творчества Орджоникидзевского района победил в номинации "Педагог дополнительного образования". Одно из главных его увлечений - шахматы. Был серебряным призёром областных соревнований в категории юношей до 18 лет. Постепенно хобби переросло в профессию. Учит этой интеллектуальной игре детей. Считает, что шахматы дают возможность увидеть мир иначе, учат выстраивать отношения, правильно оценивать свои возможности на пути к успеху. Кроме того, шахматы тренируют память, выносливость, умение концентрировать внимание, анализировать ошибки, воспитывают критическое мышление.
В ходе конкурсных испытаний Анвар Ренатович поделился секретами мастерства и с детьми, и со взрослыми. А журналистам рассказал, что увлекается ещё и лыжами, плаванием, настольным теннисом, пешим туризмом, любит читать фантастику.
Второе место в номинации "Педагог дополнительного образования" заняла педагог Дворца творчества детей и молодежи Марина Рахманина, третье - Ольга Щетинина из школы № 14.
Куда отправить мусор?
Учитель информатики школы № 28 Ажар Беркумбаева победила в городском конкурсе "Воспитатель года" в номинации "Воспитать человека". Открытый урок она посвятила экологии. Дети занимались сортировкой мусора, а потом придумывали, что с ним делать. Казалось бы, проще всего сдать. Только непонятно - куда. Ребята подсказали. Наклеили на карту города стикеры с пунктами приёма пластика, стекла и других бытовых отходов. А некоторые решили, что надо проявить творчество, использовали мусор для поделок.
- Вы учитель, а победили в конкурсе, посвящённом воспитанию, - интересуюсь. - В этом нет ничего странного?
- Действительно, веду информатику в девятом классе, но уроков мало, - пояснила Ажар Темеркановна. - Преподавала семь лет и поняла, что мне ближе деятельность педагога-организатора. Курирую российское движение школьников в СОШ-28 и учительское само-
управление. И больше занимаюсь как раз воспитанием.
Призовые места в этой номинации получили также Любовь Сибирякова из школы № 59 и педагог-организатор СОШ-16 Полина Першина.
Учебная мотивация
Среди педагогов-психологов лучшей оказалась Елена Лобанова, которая работает в школе-интернате № 3. Кажется, ей было проще, чем другим. Ведь она знает различные техники, с помощью которых проще выходить на сцену, общаться.
- В этом отношении, конечно, немного легче, - смеётся Елена Евгеньевна. - Но всё-таки испытания требуют повышенной концентрации. Так что не скажу, что было просто, особенно когда приходилось давать психологические консультации прямо со сцены. Всё-таки это дело индивидуальное и почти интимное.
На мастер-классе Елена Лобанова обсудила с коллегами жизненные ценности как основу формирования учебной мотивации. Елена Евгеньевна показала несколько упражнений. Например, вывела на экран пять портретов и предложила выбрать человека, с кем бы собравшиеся поздоровались в первую очередь. Оказалось, что так можно определить некоторые жизненные ценности. А затем дошли и до мотивирующих фраз для разных профессиональных категорий. Для бизнесмена важно финансовое подкрепление: "Ты хорошо поработал, этот проект может занять достойное место и получить грант". Для специалиста необходимо, чтобы ценили его труд и рабочие качества. Его бы отлично мотивировала фраза "Какой ты молодец, отлично всё сделал". Кажется, просто, но в жизни почему-то мало используется.
Второе место в этой номинации заняла педагог-психолог школы № 32 Юлия Чуракова, третье - Елена Хворостина, которая работает в детском саду № 6.
Дальнейших успехов
Финалистам, собравшимся во Дворце, подарили цветы и сказали немало добрых слов. Глава города Сергей Бердников отметил, что профессия педагога - особая. Ведь для того, чтобы люди становились другими и преобразовывали мир, их надо учить.
- Магнитогорск всегда славился качеством подготовки кадров, в том числе и педагогических, - отметил глава города Сергей Бердников. - Здесь собрались настоящие мастера своего дела, которые уже достигли определённой ступени развития. Горжусь вами и желаю дальнейших успехов.
- Педагоги уникальные люди по уровню знаний, терпения, умению предвидеть различные ситуации и правильно на них реагировать, - подчеркнул начальник управления информации, общественных связей и рекламы ПАО "ММК" Кирилл Голубков. - Вы уже достигли высоких вершин. Желаю вам счастья, исключительно талантливых и благодарных учеников. Поздравляю с заслуженной победой!
Руководство ММК ежегодно поддерживает участников конкурса профессионального мастерства. Не осталось в стороне и на этот раз, подготовив подарки победителям. А завершилась встреча праздничным концертом.
Победители начали готовиться к областному конкурсу "Педагог года". Ещё не все определись с темами открытых уроков и мастер-классов, но настраивают себя на успех.