НА «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» на факультет экономики и управления МаГУ пришли около трехсот школьников.
Что бы там ни говорили о «перепроизводстве» в сфере подготовки экономистов, а они были, есть и будут востребованы. Рынок труда диктует: у специалистов широкого профиля шансы выше, чем у узких профессионалов. И дополнительная специализация никому не помеха. Самый молодой в МаГУ факультет экономики и управления готовит универсальных специалистов – экономистов и управленцев «в одном флаконе». По такому пути в вузе пошли несколько лет назад, когда на технологическом факультете начали подготовку по специальности «Менеджмент организации».
Статус классического университета требовал обязательного наличия экономического направления, и по всем расчетам применение своим знаниям выпускники нашли бы именно в сфере менеджмента. Как показал первый выпуск прошлого года, прогноз оправдался. Специалисты востребованы еще со студенческой скамьи, и в порядке вещей, когда студенты открывают собственные фирмы.
Вскоре стало ясно, что новому направлению тесно в рамках техфака, и уже в 2006 году ректор МаГУ профессор В. Романов совместно с ученым советом вуза выделил его в самостоятельный факультет – экономики и управления. Пока готовят только по одной специальности – «Менеджмент организации» со специализациями «финансовый менеджмент» и «предпринимательство». Но это только начало. Факультет самый молодой даже по преподавательскому составу – средний возраст 35 лет. Это люди творческие, увлеченные инновационными технологиями, почти восемьдесят процентов – с учеными степенями. На будущий год намечены две защиты докторских диссертаций.
…Еще недавно хорошее образование и отличные отметки почти наверняка гарантировали успех в карьере. Сегодня ситуация изменилась: важно, насколько обладатель диплома готов к жизни в реальном мире. Молодые люди, которых учат предпринимательству и финансовому менеджменту, эту адаптацию проходят легче. Предпринимательство – такой же талант, как и таланты в других сферах человеческой деятельности, и им обладает не более трех–пяти процентов населения. Это креативные, рискованные, умеющие прогнозировать последствия своих шагов люди. Что вовсе не означает, что всем остальным путь в экономическую деятельность заказан. Предпринимателями не только рождаются, предпринимателями становятся. Речь не о тех «самородках», кто действует методом проб и ошибок и добивается-таки успеха, а о серьезной вузовской подготовке, позволяющей уверенно держаться на плаву в море бизнеса. Уметь управлять – это значит уметь выявить проблему, найти ее эффективное решение и получить позитивный результат. Специальность «Менеджмент организации» интегрирует блок экономических и управленческих дисциплин. А так как работа менеджера – это всегда работа с людьми, то в структуре подготовки психолого-педагогические знания занимают особое место. Психология – понятно, а при чем здесь педагогика? Да потому, что обучение на рабочем месте распространено сейчас во всем мире, и Россия не исключение. Другой вариант – наставничество, передача опыта, но и для этого надо обладать хотя бы элементарными педагогическими познаниями.
Где могут работать выпускники факультета? В бюджетных, коммерческих и некоммерческих организациях, в малом и среднем бизнесе. Благодаря дифференцированному подходу к менеджменту и специализациям – практически в любой сфере: в банковской, туристической, в торговле, сфере экологии, спорта и других. Чаще это определяется еще во время практики. Если ее адрес остается неизменным от курса к курсу, студент нарабатывает серьезный багаж знаний, а свой курсовой и дипломный проект выполняет «под заказ» работодателя. И работодатель получает не «кота в мешке» с вузовским дипломом, а готового специалиста, знакомого с предприятием, его нуждами и проблемами.
Такая тактика в выстраивании отношений с потенциальными работодателями декана Евгения Романова, он же – завкафедрой менеджмента, завкафедрой экономики Лилии Вотчель, преподавателей факультета позволяет трудоустраивать большую часть выпускников. Учебная, научно-исследовательская и внеучебная деятельность строятся исходя из концептуальной идеи – не только вооружить студентов знаниями, но и максимально способствовать их трудоустройству.
Научно-исследовательская работа студентов рассматривается через ту же призму, и первое место в одном из городских конкурсов предпринимательских проектов под эгидой администрации города – это фактически успешно сданный экзамен на профессиональную зрелость. То, что происходит на факультете и в вузе вне учебной аудитории, позволяет раскрыть и развить творческий потенциал, лидерские качества. И даже индивидуальный график, который предоставляют после двух успешно сданных сессий, способствует самостоятельности, ответственности. Есть специальности, где это неприемлемо, а здесь оправданно. Ведение параллельно с учебой предпринимательской деятельности только приветствуется. Хотя это не самоцель, и иллюзии, что все студенты поголовно откроют свое дело, на факультете не питают. Здесь готовят управленцев, которые смогут грамотно исполнять свои обязанности. На самостоятельную подготовку нацелены и учебно-методические комплексы. Все курсы – и в печатном, и в электронном виде – подаются в виде емких информационно-насыщенных моделей, схем, таблиц. Словом, здесь учат учиться. И дают реальный шанс не просто получить востребованную специальность, а стать успешным, состоявшимся человеком.