Магнитогорск принял двухдневный авторский семинар Геннадия Шаталова по вопросам развития туризма.
Профессиональных регалий и достижений у Геннадия Шаталова очень много: он – член координационного совета по туризму при Общественной палате РФ, член правления Российского союза туриндустрии, руководитель комитета по событийному туризму РСТ, лауреат премии правительства РФ в области туризма 2021 года, лауреат премии событийной индустрии России EFEA Awards, лауреат национальной отраслевой премии «Туризм. Дело жизни», основатель международной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, всероссийской туристической премии Russian Travel Awards, всероссийской туристской премии «Маршрут года», всероссийского конкурса «Туристический сувенир», всероссийского конкурса «МедиаТур» и всероссийской премии «Туристические города»... Но если кратко, все называют его гуру отечественной тревел-индустрии и самым медийным лицом туристического бизнеса России.
С появлением тренда развития внутрироссийского туризма Магнитогорск активно включился в это направление. И если те же горнолыжные центры и курорты ПАО «ММК» в дополнительной раскрутке не нуждались, то экскурсии на комбинат были доступны разве что хоккеистам, ежегодно начинающим новый сезон с посещения ММК, и звёздным гостям. Между тем, запрос на экскурсии по промплощадке стремительно увеличивался, это совпало и с новым веянием – развитием в стране промышленного туризма, в которое ПАО «ММК» вошёл в числе первых предприятий России.
– В короткие сроки разработали несколько экскурсионных программ для разных категорий гостей, две из которых – «Укрощение огня» и детскую «У папы на работе» – выставили в 2019 году на премии «Маршрут года», где заняли первое и второе места, – рассказывает руководитель информационного центра ПАО «ММК» Мария Пушкарская. – Так познакомились с Геннадием Васильевичем, начали набираться опыта и ежегодно представлять его на оценку экспертов.
Результатом плодотворной работы стал гран-при «Маршрута года» ПАО «ММК» в номинации «Промышленный туризм». С тех пор туристический поток на комбинат растёт небывалыми темпами: только в прошлом году промплощадку посетили более 17 тысяч человек, что вдвое больше года предыдущего.
– Контингент самый разный: маленькие дети, школьники и студенты ссузов и вузов, иностранные гости, звёздные посетители, блогеры, туристы, приехавшие в санатории и горнолыжные курорты ПАО «ММК», а также очень много жителей города – например, женщины хотят посмотреть, где работают их мужья, – перечисляет Мария Анатольевна. – И, вы удивитесь, много самих работников комбината: работа в собственном подразделении – это короткий путь через проходную на рабочее место, максимум – собственный участок. И только целостное представление о махине под названием ММК даёт чувство сопричастности к великому делу и гордость за свой труд.
Следующим шагом в развитии стало понимание того, что, помимо посещения промплощадки, необходимо представить гостям самые разнообразные городские экскурсионные программы: во-первых, только ради комбината в Магнитогорск заскочат на пару часиков разве что гости санаториев и горнолыжных курортов или приезжие хоккейные болельщики. Для целенаправленной поездки в наш город необходимо дать гостю полноценный выбор познавательного, культурного и спортивно-развлекательного досуга – и в этом отношении событийный туризм, экспертом в котором и является Геннадий Шаталов, может стать настоящим драйвером в привлечении в Магнитогорск гостей из нашей страны и зарубежья. Поэтому Геннадия Васильевича пригласили в Магнитогорск с авторским семинаром.
В первый день гостя познакомили с Магнитогорском, в котором опытнейший путешественник, как оказалось, не был ни разу, но всегда мечтал. На следующий день состоялись два мастер-класса Геннадия Васильевича для туроператоров и представителей турагентств, а также экскурсоводов, маркетологов, культурологов, краеведов и представителей бизнеса Магнитогорска, Челябинска, других городов области и республики Башкортостан. Первый – по событийному туризму, который, как уверенно заявил Геннадий Шаталов, однозначно превратит Магнитогорск в настоящий центр притяжения.
– И дело далеко не только в легендарном комбинате и его роли в экономике страны, – говорит Геннадий Васильевич. – У вас огромнейший потенциал с точки зрения туриндустрии: много красивых исторических и современных локаций – один только парк Притяжение чего стоит – это же уникальное по функционалу и возможностям место, которое обязательно должно стать фишкой для продвижения Магнитогорска туристического. Вот посмотрите: если только комбинат посетили больше 17 тысяч гостей, то в самом городе их было минимум вдвое больше – потому что в отпуск ездят обычно семьями, – они с удовольствием посетят прочие городские локации, а значит, оставят там деньги. Потому что каждый турист – это маленький, но конкретный инвестор, который платит за еду, кофе, гостиницу, экскурсии, музеи… В итоге развивается огромное число предпринимателей. И начинает работать инфраструктура, растёт притягательность, модность территории, спрос на неё среди туристов.
Большим подспорьем для этого станет развитие календаря событий, на которые поедут со всей страны. Его составляющими могут стать День металлурга и целый список связанных с ним мероприятий – взять хотя бы фестиваль воздушных шаров (0+), а также фестиваль «Солянка» (6+), который может со временем привлечь иногородних гостей – особенно, если его сделать более насыщенным на активности и творческие локации, а также умело прорекламировать.
– Грамотный PR – половина успеха, – говорит Геннадий Шаталов. – Только один пример: все слышали про Саяно-Шушенскую ГЭС – как вы думаете, в каком регионе расположена эта станция? Красноярский край – и все так думают. Хотя расположена она в республике Хакасия. Но руководство Красноярского края, включив ГЭС в PR-кампанию своего региона, сильно в этом преуспело, ещё раз доказав тем самым силу грамотной рекламы.
Именно событийный туризм может уравнять в степени привлекательности город-миллионник и крохотное село с 300–500 жителями.
К делу, считает гуру туризма, стоит приступать активно и даже не бояться переусердствовать. Он не очень любит выпады, наподобие: прежде чем звать туристов, для них нужно подготовить инфраструктуру – построить дороги, парковки, гостиницы, столовые…
– Знаете, пока одни регионы в спорах о первичности яйца и курицы тратят драгоценное время, другие приступают к делу и достигают успехов, – вздыхает Геннадий Васильевич. – В селе Шушенском на трёхдневные фестивали этнической музыки (16+) ежегодно приезжают больше 50 тысяч человек и без всяких отелей прекрасно живут в палаточных городках. Сначала привлеките народ ярким, познавательным событием, наполните его содержательным разнообразием и тем самым обеспечьте туристический поток. И вот когда этот поток станет постоянным, предприниматели сами вложат средства в гостиницы, кафе и прочие бизнесы.
В целом, для привлечения туристов на Южный Урал региональные силы должны работать в тесной связке, помогая в продвижении друг другу, – с этим согласна и заместитель генерального директора центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Инна Хваткова.
– Наша область – это и шикарные природные локации – заповедники, четыре тысячи озёр, горы, целебные источники, горнолыжные курорты, – и промышленные предприятия, а теперь, безусловно, и городской курорт «Притяжение», который мы будем продвигать всеми силами, – перечисляет Инна Юрьевна. – Потенциал есть, а главное, есть горячее желание самих территорий этот потенциал развивать.