На выездном заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, состоявшемся в Магнитогорске 30 марта, речь шла о перестройке системы инженерного образования в стране.
Президент России поставил задачу: максимально приблизить подготовку инженерных кадров к запросам производства. Магнитка давно и успешно реализует эту идею, в чем глава государства лично убедился, побывав на металлургическом комбинате.
ОАО "ММК" давно и активно сотрудничает с МГТУ, Южно-Уральским государственным университетом, Московским институтом стали и сплавов. Комбинат продуктивно работает с вузами, средними специальными учебными заведениями. Специалисты комбината участвуют в разработке учебных планов и программ, выступают рецензентами и руководителями научно-исследовательских работ. Ежегодно более двух тысяч студентов технического университета проходят практику в цехах комбината. Практические навыки будущие металлурги осваивают на тренажерах: ОАО "ММК" передал техническому университету и многопрофильному колледжу тринадцать электронных обучающих программ по основным профессиям сталеплавильного и прокатного производства. Кроме того, для сокращения времени обучения в ОАО "ММК" создана система адаптации выпускников - годичная стажировка под руководством наставника на рабочем месте, экскурсии в смежные цехи, обучение по программе "Школа адаптации молодого специалиста". Столь многогранную деятельность по обучению и адаптации молодых работников осуществляет управление кадров ОАО "ММК", заместителем начальника которого до недавнего времени был Александр ЗЕРКИН. В новой должности директора КЦПК "Персонал" он продолжит реализацию этой программы.
- Как на деле происходит поверка теории практикой?
- Подчеркну, мы давно и успешно работаем в режиме, о котором говорил Дмитрий Медведев: проводим целевую подготовку выпускников технического университета, Магнитогорского многопрофильного и политехнического колледжей с последующим устройством на ОАО "ММК". В процессе подготовки используются мультимедийные обучающие системы - МОС, которые отображают всю технологическую цепочку. Более того, создаем новые программы. Когда были сданы, например, листопрокатный цех № 10, агрегат непрерывного оцинкования или сортовой цех, сразу же были созданы виртуальные обучающие программы. Они способны максимально приблизить обучение к производственному процессу. Например, используя программу-имитатор "Машинист дистрибутора", студент может научиться варить сталь в конвертере. Или "разливать" готовую продукцию с помощью МОС "Оператор главного поста слябовой МНЛЗ". И все это в аудиториях колледжа. В обучающих системах используют трехмерные модели оборудования, анимационные ролики, наглядно демонстрирующие принципы работы оборудования, а также интерактивные пульты управления. Виртуальное оборудование - точная копия реального. В результате, к работе преступает специалист, который хорошо представляет технологический цикл цеха, в котором ему предстоит работать. Такую проверку мы называем "входной контроль".
Задание включает в себя и теоретические вопросы по технологии производства. Если контрольная сдана успешно, выдается удостоверение с указанием специализации.
В состав экзаменационной комиссии входят специалисты комбината, преподаватели вуза, колледжа, сотрудники управления кадров. Подобная форма тестирования хорошо отлажена с многопрофильным колледжем. Хотел бы отметить преподавателя Андрея Бурдюкова, который до тонкостей изучил программу и с ее помощью готовит хороших специалистов.
Планируем, что выпускники высших и средних специальных учебных заведений будут проходить через систему "входной контроль". Для этого созданы все условия: снабдили информационными ресурсами - мультимедийными программами - политехнический, многопрофильный колледжи и МГТУ. От них требуется лишь обучить студентов, используя возможности программ.
- Дорогой подарок?
- Стоимость обучающих программ около 15 миллионов рублей.
- Какие вопросы считаете наиболее значимыми?
- Обращаем внимание на качество знаний в сфере технологии и экономики металлургического процесса. Чтобы выплавить сталь определенной марки, необходимо соблюсти так называемую вилку нижнего и верхнего порога того или иного компонента. Добавишь по нижнему пределу - получишь ту же марку стали, но более дешевую, а значит, и более конкурентоспособную. Поэтому планируем создать программу, которая бы выявляла экономическую составляющую виртуальной плавки - насколько кандидат смог снизить себестоимость стали.
- При разработке обучающих мультимедийных ресурсов необходимо быть не только программистом, но и знать тонкости металлургического производства. Назовите авторов программных продуктов.
- Программы разрабатывали специалисты ОАО "ММК", преподаватели МГТУ и ООО "Корпоративные системы". Поначалу разработчиками были специалисты из Московского института стали и сплавов. Но географическая отдаленность создавала неудобства. Нашли местных программистов, которые успешно разрабатывают мультимедийные ресурсы, исходя из нашего технического задания. Так, руководитель группы ООО "КС" Юлия Чудинова, создавая программу, досконально изучила технологический процесс и теорию металлургического производства.
- Кто дает добро новой программе?
- Прежде чем программа будет признана обучающей, собираем комиссию под председательством главного инженера. В ее состав входят главные специалисты комбината. Они высказывают замечания, если таковые имеются. Программу принимаем только после исправления недоработок.
- Но для обучения одних программ мало, необходимо мультимедийное оборудование.
- Наши аудитории оборудованы компьютерами, проекторами, экранами. В настоящее время монтируем аудиторию в КЦПК "Персонал", где будут демонстрировать обучающие программы для металлургов и прокатчиков: два проектора, два экрана. Это необходимо для визуализации действий: один экран фиксирует действие оператора, другой - движение механизма.
- Сколько времени отводится на обучение?
- Программа рассчитана на 72 часа. В группе восемь человек, на проверку знаний каждого уходит до полутора часов.
- Через "входной контроль" проходят лишь выпускники учебных заведений?
- Программа дифференцирована. Виртуальный тренажер используем для проверки профессионализма в рамках аттестации, ежегодной или внеочередной проверки знаний либо перед назначением на должность: повышения квалификации начальников смен и резервного состава.
Перед назначением на должность кроме обычного тестирования кандидаты должны "сдать" работу на агрегатах с помощью тренажеров. Это значительно сокращает процесс адаптации человека на новом месте. Предполагаем, что в перспективе "входной контроль" станет обязательным для всех потенциальных работников комбината.
- Плюсы виртуального обучения бесспорны. Создание каких программ способно еще более оптимизировать процесс производства на комбинате?
- Сейчас проводим работу в электросталеплавильном и доменном цехах по аккумулированию опыта аварийных случаев прошлых лет - мы их называем инцидентами. Анализируем причины возникновения нештатных ситуаций, разбираем действия каждого из ликвидаторов и делаем вывод: какие действия наиболее оптимальны. Такая аккумуляция "аварийного" опыта неоценима.
У каждого мастера есть блокнот, в который он вносит все прошлые инциденты. В случае необходимости обращается к записям. Но знающие работники уходят на пенсию, унося с собой неоценимый опыт. Чтобы не наступать на одни и те же грабли, не совершать прежних ошибок, решили сделать ценные знания общедоступными - создать виртуальный блокнот, в котором отобразим предыдущий опыт по ликвидации инцидентов…
Для наглядности всего сказанного Александр Тимофеевич показал компьютерный класс, в котором как раз проходила аттестация сотрудников комбината. Взяв один из документов, электронный дневник тестирования, прокомментировал результаты.
- По оценкам можно судить, насколько хорошо в процентном соотношении сотрудники цеха владеют знаниями, есть ли пробелы. Это позволяет корректировать процесс обучения или переподготовки…
Бросив взгляд на "электронный дневник", вижу, что условный студент не силен в теме № 2 "Особенности технологии производства горячего проката в ЛПЦ-10, ЛПЦ-4 для ЛПЦ-11", зато отлично разбирается в вопросе "Сортамент и характеристика качества продукции ЛПЦ-11".
- А вы не увольняете "двоечников"?
Нет. Оценки - это повод дальнейшей координации действий: какие есть пробелы в знаниях, как их ликвидировать, какие программы подобрать.
- Иными словами, учите вы не только молодых, но и опытных - инженеров со стажем?
- Процесс образования и самообразования на комбинате так же непрерывен, как и выплавка стали.