Эта поездка - эхо визита в нашу страну Бертольда Хубера, руководителя немецкого проф-союза IG Mettall и президента Международной федерации профсоюзов металлургической промышленности.
Летом 2009-го он посещал Россию и тогда же побывал в Магнитогорске. На комбинате главным объектом внимания стал, разумеется, стан "5000". Его тогда едва пустили в строй, и гость был осведомлен о том, какую роль в реализации крупнейшего инвестиционного проекта сыграл германский машиностроительный концерн SMS Demag. Надо полагать, увиденное оставило след в памяти, а произнесенные тогда слова восхищения не имели ничего общего с дежурными комплиментами. Когда российскую делегацию во главе с руководителем горно-металлургического профсоюза Михаилом Тарасенко пригласили посетить Германию, в ее состав, по просьбе немецкой стороны, включили и председателя профкома ОАО "ММК" Александра Дерунова.
Пять дней пребывания получились насыщенными, каждый был наполнен познавательными встречами. Первые знакомства - в штаб-квартире IG Mettall, которая находится во Франкфурте. В другой стране первым делом бросаются в глаза местные особенности. Хоть и стал мир более открытым, но западные предубеждения относительно России остаются. Никто, конечно, теперь не думает, что по нашим улицам медведи бродят, однако прозвучал доклад о развитии мировой металлургии, а в нем - ни слова об отечественных сталелитейных компаниях. Сообщили немцам о том, что ММК занимает 23-ю позицию мирового рейтинга, - выступающий округлил глаза от удивления. Похоже, в сознании прочно укоренился стереотип, что Россия - страна нефти и газа.
Схожих черт между тем не так уж и мало, как это может показаться. Когда-то и в Германии существовали огромные по масштабам предприятия, подобные советским гигантам первых пятилеток. Теперь они остались в прошлом. Результат разукрупнения - не образование дочерних обществ, работающих на одну задачу, а несколько заводиков, порой размером с цех. У каждого из них свой собственник, отсюда - необходимость договариваться и приходить к согласию.
Искать точки соприкосновения между смежниками помогают профсоюзы. Нашим такая роль не свойственна, а там подобное вмешательство в экономические процессы - правило. Защищать интересы трудящихся невозможно, не обеспечив их работой, вот профсоюзные объединения и вступают в деловые переговоры как полноправные участники. При этом не сказать, что они всесильны. Не удается пока, сколько ни пытались, убедить государство отказаться от использования заемного труда.
В неравных условиях многие годы находились жители восточных немецких земель, составлявших некогда социалистическую ГДР. Считалось, что работают они с меньшей отдачей, чем "западники", и потому не заслуживают равного заработка. Для преодоления разницы потребовалось двадцать лет, прошедших со дня объединения Германии.
Интерес у россиян вызвало и то, как одна из ведущих стран Европы переживает последствия кризиса. Каждая отрасль - по-своему: машиностроение не набрало пока и половины от прежних объемов, зато металлургия и автомобильная промышленность практически восстановились. Как именно, увидели на примере компании BMW. Ее головное предприятие расположено в Мюнхене, в столице Баварии делегация и провела последние два дня. Процесс сборки автомобилей, практически полностью роботизированный, увидеть удалось, но лишь потому, что гости не представляли предприятия-конкуренты. В противном случае путь на конвейер был бы заказан. И уж, конечно, речи не могло идти даже о фотосъемке. Оставалось только в памяти запечатлеть безлюдную линию, где вкалывают роботы, а "живой" персонал лишь направляет их.
Техническая оснащенность легко объяснима: из семидесяти тысяч сотрудников BMW, работающих в Германии, десять тысяч заняты научно-исследовательскими разработками. И не считается, что такое количество "ученых голов" - излишество. Есть четыре приоритетных направления, над которыми они работают: снижение массы автомобиля, внедрение машин с электродвигателями, а также - гибридных, наряду с силой тока использующих традиционные виды топлива. В планах - заправка средств передвижения и водородным, но это пока более отдаленная перспектива.
Участие в управлении всеми процессами принимают производственные советы - аналоги действовавших у нас когда-то советов трудового коллектива. Входит в этот орган три процента от численности персонала, избранные работают в нем на протяжении четырех лет, и в течение всего срока полномочий они защищены от увольнения. Членство в профсоюзе зависит от желания человека, хотя рабочие составляют большинство.
Расспрашивая немцев, россияне уяснили еще одно существенное обстоятельство. Те, кто трудятся в компании на немецкой земле, материально обеспечены неплохо: более трех тысяч евро - средний заработок, бонус в размере пяти тысяч - раз в полгода, если, конечно, выполнены производственные планы. Иной уровень дохода в азиатских филиалах BMW, которые поставляют комплектующие. Там зарплата - на уровне прожиточного минимума, установленного в этих странах. Если он, допустим, двести евро - именно столько выдадут на руки, и ни цента больше.
Немецкие подданные, хоть и преуспевают, не прочь сэкономить - главным образом, при выборе места жительства. В Мюнхене недвижимость дорога, потому многие сотрудники селятся в окрестностях - за несколько сотен километров. Впрочем, преодолеть их на личном транспорте да по скоростным магистралям, где можно разгоняться до 160-180 километров в час, ничего не стоит. Опять же, трудятся на предприятии четыре дня в неделю, посменно, но не более 35 часов в общей сложности. Благодаря такому графику тоже обеспечивается максимальная загрузка персонала.
Поступают на работу зачастую сразу после школы. Ежегодно от выпускников на BMW приходит около пяти тысяч заявлений, но отбирают человек восемьсот. В течение трех лет они совмещают практическую деятельность с теорией (а не наоборот), и лишь потом подают документы в вузы. Идут туда осознанно, обладая приличным багажом знаний.
У России, как водится, свой путь. Наши соотечественники больше склонны к оседлому образу жизни. Часто им и податься некуда, как бы ни было трудно, и с ветерком, как в Германии, не прокатишься в соседний город на работу.