Повестку февральского заседания депутаты скомпоновали задолго до того, как она была формально утверждена.
Год назад городское Собрание приняло решение о создании контрольно-счетной палаты - подотчетного себе органа, который проверяет, как расходуются бюджетные средства. Еще тогда предполагалось, что в установленный срок предстоит рассказать о сделанном, для того и появился на парламентской трибуне председатель КСП Вячеслав Корсаков.
Поиск финансовых нарушений - тихая деятельность. О ней не напишешь увлекательного детектива с засадами, погонями и перестрелками. Сверка цифр, знакомство с документами, сопоставление выделенных и потраченных сумм - все это со стороны выглядит голимой рутиной. Тем не менее, даже в кратком изложении итоговый отчет занял несколько страниц печатного текста. На них сухим канцелярским языком изложены факты финансового грехопадения.
Уловки, к которым прибегают нечистоплотные исполнители, стары как мир, но по-прежнему в ходу. Неудержимо желание завышать стоимость собственных услуг, выплачивать незаработанную зарплату, списывать топливо и продукты питания. Еще больше, если судить по суммам, фактов неэффективного использования денег. Хотя проверка охватила чуть больше четверти бюджетных средств, которые подлежали расходованию, финансовых нарушений и недостатков выявлено более чем на 300 миллионов рублей. О возврате неэкономно потраченных в докладе не сказано ничего, из расхищенных 120 миллионов возвращена половина.
Но мало выявить факты, важно привлечь виновных к ответственности. Только это уже вне полномочий контрольно-счетной палаты, которая лишь предоставляет материалы в правоохранительные органы. И здесь часто возникают препятствия неодолимой силы. Да, 111 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, десять человек даже уволены, но уголовное дело возбуждено по единственному факту - незаконному начислению зарплаты в одном из муниципальных учреждений. Нарушение имело место, но к наиболее серьезным его никак не отнесешь.
Например, не поставишь рядом с недостачей шлакоблока, искусственным удорожанием песка и общим завышением стоимости работ, чем промышляла фирма, занимавшаяся благоустройством территории. Ущерб исчисляется двумя миллионами, и прегрешение очевидно, но вся вторая половина минувшего года прошла в безуспешных попытках начать расследование. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями при УВД Магнитогорска упорно отказывал в возбуждении уголовного дела, хотя прокуратура Ленинского района дважды отменяла эти решения и направляла материалы для дополнительной проверки. Дальше переписки между ведомствами дело не сдвинулось, и из-за такой волокиты все усилия ревизоров идут насмарку, а у нарушителей порождают чувство безнаказанности.
- В двадцати материалах, которые представлены правоохранительным органам, есть факты причинения ущерба, но на них нет никакой реакции, - посетовал Вячеслав Корсаков.
- Мы же не крови хотим, а только того, чтобы виновные получили по заслугам, - резюмировал председатель городского Собрания Александр Морозов.
По поводу "транспортной революции" окончательные итоги делать рано, но об обсуждении предварительных депутаты договорились месяц назад. Объективно говоря, не приходилось ждать особых откровений, ведь о ситуации на дорогах сказано и написано более чем достаточно. Начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Владимир Иванов мало что добавил к официальной точке зрения на происходящие события. Прозвучало признание, что на линию выходят две трети маршруток от необходимого количества. Но причину того власть видит не в просчетах реформы, а в действиях нелегалов: угрозами и иными противоправными методами они препятствуют работе тех водителей, которые устали сидеть без дела. Впрочем, к 1 марта должно закончиться комплектование, а еще через месяц - утверждено и обнародовано расписание по всем видам транспорта.
Замечания депутатов вызвали нарушения правил парковки. Запруженные машинами обочины создают дополнительные неудобства пассажирам и угрозу их безопасности, на что, по мнению народных избранников, сквозь пальцы смотрит Госавтоинспекция. Примером придорожного столпотворения стали снимки, сделанные в окрестностях технического университета. Там личный транспорт вместо того, чтоб находиться на легальной стоянке, оккупировал часть проспекта. Этот и тому подобные случаи стали поводом для настойчивых расспросов начальника ГИБДД Андрея Мелехина: "До каких пор у нас будут оставлять машины где вздумается"?
- Проблему мы видим, но сложно сказать, когда она будет решена, - честно ответил главный автоинспектор города, однако такая откровенность мало кого устроила.
Глава города Евгений Тефтелев тоже не остался в стороне от разговора. Он привычно упирал на то, что перелом в "транспортной революции" позади, теперь стоит задача - отстроить систему пассажирских перевозок. Свои усилия администрация сосредоточит на соблюдении лицензионных условий. Будет усилен контроль и за скоростным режимом, и за тем, как проходит предрейсовый медосмотр, и за перевозкой льготников, которые не должны пострадать.
Одним словом, исполнительная власть ищет у горожан понимания того, что принимаемые меры стабилизируют ситуацию. И сроки для исправления далеко отодвигать не собирается.