Схема расчетов будет строиться по аналогии с междугородными переговорами. Учитывая количество «мобильных» операторов, не исключено одновременное выставление счетов сразу от нескольких компаний. В любом случае, тем, кто привык звонить с городских на мобильные, придется привыкать к оплате.
Однако новшество грозит обернуться очередной проблемой как для самих операторов, так и для абонентов. Как раз об этих «подводных камнях» беседа с председателем объединения защиты прав потребителей Владимиром ЗЯБЛИЦЕВЫМ.
Что есть что?
– Владимир Иванович, западные стандарты приживутся и у нас?
– Введение системы «платит звонящая сторона» чиновники объяснили исключительно благими целями. Дескать, новая система позволит России сблизиться с цивилизованными странами, а заодно методом «естественного отбора» устранит монополистов и даст «новичкам» шанс предложить свои услуги на рынке связи. Поначалу идею встретили с энтузиазмом, но внедрять почему-то не спешили: с 1 июля 2005 года день «икс» перенесли на 1 января следующего года, а после озвучили новую дату – 1 июля 2006. Причиной стало заявление чиновников Мининформсвязи о введении оплаты звонков с домашнего на сотовый телефон. При этом сотовым операторам не запрещали взимать плату за входящие. Получалось, что за звонок платят и звонящий, и принимающий абоненты, что несправедливо. А участники рынка – прежде всего, операторы связи – оказались попросту не готовы пересмотреть свои тарифы исходя из новых условий и до последнего времени откладывали переход на оплату разговора вызывающим абонентом.
В начале марта этого года президент одобрил поправки к закону «О связи», которые отменили плату за входящий звонок на любой телефон. Буквально прописано следующее: «Оплате абонентом не подлежит телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом». Предусмотрено только три исключения: если звонок совершается с помощью телефониста за счет вызываемого абонента, если человек звонит на бесплатную «горячую линию» и если вызываемый абонент находится в роуминге. Иными словами, звонки с фиксированного телефона на мобильный в пределах одного субъекта Федерации приравнивают к внутризоновым. Таким образом Мининформсвязи избежало юридического казуса с двойной оплатой звонков. Прежде получалось, что звонки со стационарного телефона на мобильный иного города Челябинской области абонент оплачивает дважды: первый раз – когда вносит абонентную плату за месяц, второй – при оплате пришедших квитков.
И как оно по деньгам будет?
– Остается меньше месяца до вступления поправок в законную силу. Что будет с ценами на связь?
– Сегодня можно лишь делать прогнозы. Думаю, сэкономить россиянам не удастся: общие затраты на связь вырастут на десять-пятнадцать процентов, причем за мобильный платить придется не меньше, а за городской – больше. Кроме того, владельцы стационарных телефонов будут регулярно «попадать» на немалые деньги при звонках на прямые телефонные номера, которые на поверку могут оказаться мобильными.
Поправки в закон «О связи» основаны на принципе «платит звонящий», при котором все входящие звонки для абонентов бесплатны, а каждый оператор оплачивает трафик, который прошел через чужие сети. Иными словами, если абонент МТС позвонил клиенту «Билайна», то «черно-оранжевый» бренд получит компенсацию за звонящего. Если вызов будет проходить через сети нескольких операторов, компания – инициатор звонка – заплатит всем в зависимости от степени участия.
– А если в цифрах?
– Пожалуйста. Только по подсчетам «большой тройки» операторов сотовой связи: МТС, «Билайн» и «Мегафон», отмена платы за входящие обойдется отрасли в 1,1 миллиарда долларов. Естественно, компании пытаются компенсировать грядущие потери. Вопрос в том, о каких суммах будет идти речь и как это скажется на абонентах. Новая система увеличит доходы операторов фиксированной связи и приведет к росту стоимости исходящего звонка, по прогнозам аналитиков, на 25–30 процентов. В настоящее время одна минута при межоператорских расчетах стоит менее двух центов.
«Большая тройка» предлагает уровень тарифа на мобильное завершение – 5 центов за минуту, а для конечного пользователя – 7–8 центов (2,20 рубля). «Сотовики» уверены, что данный вариант является компромиссным как для них, так и для фиксированных операторов. При этом операторы особо подчеркивают, что готовы согласиться с тарифом несколько ниже себестоимости, учитывая социальную значимость вопроса.
– Новые тарифы ожидают нас совсем скоро, но расценки никто не обнародовал…
– Пока тарифы на звонки с фиксированных телефонов на мобильные не утверждены. Не согласован и новый порядок межоператорских расчетов, который косвенно отразится на стоимости звонков для абонентов. Однако можно предположить, что дешевле полутора рублей за минуту поговорить с «мобильным» собеседником не удастся.
Во всей этой путанице финальный аккорд должна дать Федеральная служба по тарифам. По словам начальника службы Галины Жигульской, с 1 июля звонок с «городского» на «сотовый» будет стоить не больше, чем сейчас обходится звонок из Москвы в область, – около 1,8 рубля. Ранее заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев заявлял, что минута вызова с городских на мобильные будет стоить от 1,8 до 3 рублей.
Новую тарификацию ФСТ обещает озвучить в первой декаде июня, но дело может затянуться и до 20-го. В любом случае – не позднее, поскольку по закону «О связи» предупредить абонентов об изменении тарифов операторы должны как минимум за 10 дней.
Инесса ФОТЕВА, пресс-служба объединения защиты прав потребителей.
Пока материал готовился к печати, агентство «Интерфакс» сообщило, что стоимость звонка абонента фиксированной связи на сотовый телефон будет формироваться с учетом межоператорского тарифа, об уровне которого договорились Мининформсвязи и сотовые операторы. Этот тариф должен компенсировать операторам звонок абонента фиксированной связи на сотовый телефон. Предполагается, что в течение года он будет составлять 1 рубль 10 копеек. Впоследствии тариф вырастет еще на 25 копеек.
Правильно перераспределять выручку
Мы попросили представителей местных операторов сотовой связи прокомментировать ситуацию.
Алексей НАУМОВ, начальник Южного сервисно-технического центра Челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» (Utel):
– МТС и «Билайн» действительно договорились между собой об увеличении стоимости исходящих звонков. По всей видимости, с 1 июля их абонентам выход во внешний мир будет обходиться дороже. Если говорить о компании Utel, то на сегодня я не могу подтвердить информацию об увеличении тарифов. Достоверно известно, что появятся новые тарифные планы, которые построены по принципиально иной схеме, нежели прежде.
Евгений МАШТАКОВ, специалист по маркетингу компании «Билайн»:
– Безусловно, изменения последуют, но какие именно, станет известно только после того, как ФСТ утвердит тарифы. Поправки в законе «О связи» затрагивают доход компании примерно в 200–300 миллионов долларов, т. е. 7–10 процентов нашего годового оборота. Безусловно, мы не планируем расстаться с прибылью и сделаем все для того, чтобы этого не произошло.
До сих пор мы собирали деньги со своих абонентов за то, что они получали звонки. Теперь это отменяется. Значит, должны платить те абоненты. Сейчас мы ведем переговоры с другими игроками рынка, и, прежде всего, с сотовыми операторами, пытаемся заключить соглашения, которые навели бы порядок во взаиморасчетах в затратной части. В зависимости от региона и времени суток затраты на минуту связи составляют 0,05–0,06 доллара. Названная сумма – это лишь ориентир, и, если цены на интерконнект будут ниже, прибыльность и эффективность компаний начнет снижаться.
Новые правила взаиморасчетов с другими операторами и регулируемые государством тарифы – вот где кроются существенные трудности. Мы считаем, что гораздо больше проблем будет у таких компаний, как, например, «Связьинвест». И поэтому готовность всех участников отрасли к переходу на новую систему пока у нас вызывает сомнения. Им придется перестроиться, чтобы как-то компенсировать достаточно большой объем выручки. Мы считаем, что правильное перераспределение выручки среди участников отрасли и будет ключевой задачей. Необходимо избежать скрытых субсидий, которые перетекают из одного кармана в другой. Для этого надо понимать реальную стоимость межоператорских расчетов.
…К сожалению, услышать мнение специалистов МТС не удалось по причине недоступности руководящих лиц: номер, зарегистрированный в справочной службе Магнитогорска, хронически молчит. Связаться с первыми людьми компании не получилось и с помощью мобильного.
Примерно та же ситуация и с офисом, который обслуживает пользователей стандарта CDMA, – «номер временно не обслуживается».
«Мегафон» данных о себе в телефонной справке города не оставил, а разыскивать их опытным путем мы, честно скажем, не стали.
Ничего утешительного не услышали мы и от сотрудников компании «Теле-2». Менеджер по связям с общественностью назвала лишь свое имя, все остальное считается, видимо, коммерческой информацией. Предоставить ее нам отказались до многоступенчатого и, мягко говоря, слегка затянувшегося согласования с генеральным руководством в Челябинске.
Пресс-служба общества защиты прав потребителей.