Федеральная программа «Развитие транспортной системы», рассчитанная до 2030 года, помимо строительства современных дорожных развязок по всей стране предусматривает и модернизацию воздушных гаваней России. А магнитогорский аэродром нуждался в реконструкции, ведь в последний раз масштабные работы проходили здесь 30 лет назад.
Аэропорт Магнитогорска давно стоял в очереди в федеральном списке программы, но ремонт постоянно откладывали. Благодаря настойчивости губернатора Челябинской области Алексея Текслера и председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова решение было принято: тендер на проведение работ выиграла московская компания «АльмакорГруп», смета утверждена на уровне 5,77 миллиарда рублей. Решение о закрытии аэродрома на лето и часть осени было принято в конце марта.
Реконструированная взлётно-посадочная полоса имеет длину 3250 метров, что делает её самой длинной в УрФО, а значит, способной принимать авиасуда практически всех типов.
Согласно проекту, полосу необходимо было лишь усилить дополнительным слоем высокомарочного бетона. На деле оказалось, что в центральной части полосу пришлось разобрать до материкового слоя и с нуля выложить слои, в том числе армированные – для дополнительного усиления конструкции. Подземные электрокоммуникации также обновлены – уложено
150 тысяч метров новых кабелей разной проводимости. Среднестатистическая толщина укладки бетона, которого только на полосе 97 тысяч кубометров, составила от 27 до 32 сантиметров, однако на некоторых участках приходилось выкладывать слой до без малого полуметра. Для выполнения этой задачи буквально со всей России в Магнитогорск были доставлены три современных мощных бетоноукладочных комплекса. Чтобы вы понимали: всего по стране таких БУКов 17, и одномоментная работа на одном объекте сразу трёх – это очень солидно.
Ширина полосы магнитогорского аэродрома составляет 45 метров, с учётом обочин – все 60. На ней установлена новая светосигнальная система, смонтированы 480 взлётно-посадочных огней российского производства. Реконструированы также рулёжная дорожка и места стоянок для двух самолётов. Модернизирована система электроснабжения, установлены новые мачты освещения, метеорологическое оборудование.
– Установлена и введена в строй действующих новая современная система метеонаблюдения, интегрированная в общероссийскую систему, что гарантирует максимальную точность и своевременность прогнозов, – говорит главный специалист отдела строительного контроля гражданской авиации ФКУ «Ространсмодернизация» Игорь Пролиско. – Если остальное оборудование у нас российского производства, то в данном случае воспользовались разработкой белорусских инженеров.
Первый пассажирский лайнер обновлённый аэропорт принял 11 ноября. «Аэробус-320» компании «Аэрофлот» полон под завязку: ожидая открытия родного аэропорта, пассажиры, четыре месяца пользовавшиеся услугами воздушных гаваней Челябинска, Уфы и Екатеринбурга, сдвигали даты вылета – лишь бы иметь возможность прилететь домой.
– Дочке всего семь месяцев, а у неё уже третий перелёт в жизни, – рассказывает молодая женщина, держа на руках глазастую малышку в белом комбинезоне. – Представьте: несколько часов на машине до Челябинска, дорога долгая, мало ли – приезжаем загодя, поэтому в аэропорту долгое ожидание рейса, сам полёт… А с ребёнком – это строгий режим, гигиена, подгузники, питание… Поэтому ждали открытия аэропорта с огромным нетерпением: два часа полёта, ещё 20 минут в такси – и ты дома, дочка даже проголодаться и раскапризничаться не успевает.
Работа Дмитрия связана с постоянным перемещением по стране: два часа самолётом до Москвы или Новосибирска – и перед тобой весь мир. После закрытия нашего аэропорта ему ради 20-ти перелётов пришлось преодолеть тысячи километров автодорог.
– Дорого, неудобно, а главное, долго, – вздыхает с улыбкой молодой человек. – Честно скажу: когда пошли слухи, что открытие аэропорта откладывается чуть ли не до весны, запаниковал – звонил, спрашивал, читал газеты и паблики, отслеживал на сайте, не отменится ли покупка моего билета… И с огромным удовольствием снова сел в самолёт Москва–Магнитогорск. Думаю, даже билет сохранить – на память.
Приятной неожиданностью стало открытие аэропорта и для Тимофея Шумихина – он вернулся в родной город после срочной службы, которую проходил пехотинцем в мотострелковых войсках в Белгородской области.
– Прекрасно прошёл полёт, мягкая посадка, мы поаплодировали пилоту, теперь с волнением жду встречи с мамой – она ждёт меня 14-го числа, так что для неё это будет сюрприз, – говорит молодой человек, обнимая приехавшую встречать подругу. – В принципе,
14-го и должен был приехать, потому что предполагал, что из Белгорода через Москву придётся лететь в Екатеринбург, а уж оттуда автобусом добираться до дома. Но, когда узнали, что аэропорт в Магнитке открывается, руководство купило билеты сразу в родной город. Представляете, какая радость: ещё вчера я был в части, а сегодня ранним утром – уже дома.
Ещё большей радостью возобновление работы аэропорта Магнитогорска стало для руководства Континентальной хоккейной лиги, вынужденной из-за невозможности перелётов в гавань «Металлурга» перекроить первые месяцы расписания матчей, прорабатывая логистику перемещения хоккеистов. Первый чартер Магнитка, получив официальное разрешение на приём и отправку рейсов, приняла
10 ноября – к нам прилетел казанский «Ак-Барс». Сегодня самолёт магнитогорского «Металлурга» отправляется в Минск.
Работы по модернизации инфраструктуры магнитогорского аэродрома продолжаются.
Напомним, полное преображение объекта рассчитано до конца 2024 года: уже построено новое здание аварийно-спасательной станции на шесть пожарных автомобилей, возводят новый контрольно-пропускной пункт с современной системой досмотра, площадку по нанесению на самолёты противообледенительной жидкости, периметральное ограждение с системой видеонаблюдения, патрульную дорогу длиной 12,5 км, а также систему водоотведения с полной очисткой стоков методом сепарации и новый перрон – точнее, расширение старого с двух до десяти стояночных мест для самолётов. Руководители аэропорта, города, области и комбината уверены, что это станет дополнительным драйвером развития Магнитогорска как крупнейшего делового и экономического центра Южного Урала, который имеет возможность сопряжения с широким спектром российских регионов.
И о расписании. Уже сегодня Магнитогорск принимает и отправляет самолёты по трём направлениям: в ежедневном режиме – в столичный аэропорт Шереметьево, по средам и воскресеньям летает прямой рейс в Минеральные Воды, дважды в неделю – в Санкт-Петербург. Расширение географии полётов планируется с декабря: к уже имеющимся направлениям дважды в неделю можно будет улететь в Новосибирск, раз в неделю – в Казань и Самару, прямой рейс в Минеральные Воды будет заменен на рейс с посадкой в Екатеринбурге. С марта руководство аэропорта начнёт переговоры с авиакомпаниями по введению летнего рейса в Сочи.