Скандальный законопроект «Об автономных учреждениях» на днях таки принят Госдумой в третьем чтении. Тем, кто раньше всецело зависел от бюджета, обещана экономическая свобода. Однако при этом государство отказывается от многих финансовых обязательств. Сменить «бюджетный» статус на «автономный» вузы, школы, музеи смогут по желанию, исходя из своих возможностей и собственной предпринимательской жилки.
Еще в июне профсоюзы работников образования и союз ректоров резко выступили против закона, утверждая, что тот откроет путь к приватизации вузов по принципу «грабь недограбленное» и похоронит бесплатное образование. Председатель профкома МГТУ Виктор Устюжанин показывает мне обращение в адрес Президента и Правительства РФ, подписанное сотрудниками университета, консерватории, торгово-экономического техникума. На местах решение думцев бойкотируют уже второй раз. Идея автономии заманчива для вузов, перед которыми открываются перспективы платного образования, считает председатель профкома. Но готовы ли россияне оплачивать учебу из собственного кармана? Виктор Сергеевич опасается, что с принятием рыночных правил игры в вузах начнется сокращение кадров.
Мысль о скрытой приватизации, которую провоцирует автономия, тревожит и ректора МГТУ Бориса Никифорова.
– Все мы знаем печальные результаты первой волны приватизации. На мой взгляд, государство не должно расставаться с отраслями, которые имеют стратегическое значение. Образование входит в их число. С принятием же закона оно резко сократит финансирование, сбросив с бюджета огромный балласт, – считает Борис Александрович.
Напоминаю ректору, что в третьей редакции закона четко прописано: не хочешь быть АУ – не надо. Смена статуса – дело добровольное. В ответ Борис Никифоров вздыхает: вынудят – как и в ситуации с ЕГЭ, который на бумаге тоже являлся «делом добровольным».
Опасения на сей счет, кстати, не случайны. Закон «Об автономных учреждениях» повлек соответствующие поправки в бюджетный кодекс: организации, живущие «на содержании» у государства или муниципалитета, просто лишились мощной поддержки в виде дополнительных доходов. То есть теперь у вузов, школ и культурных центров выбор, как у богатыря на распутье: направо пойдешь – останешься без львиной доли бюджетных начислений, но с «добром» на предпринимательскую деятельность, налево – сядешь на голый бюджет: бедно, зато стабильно. Вузам есть над чем задуматься: за счет государства в научных амбициях особенно не разбежишься – в какой-то мере отказ от «дополнительного заработка» означает смерть фундаментальных исследований.
В МаГУ сомнения коллег из технического университета разделяют, но стараются увидеть в новом законе и позитив. Как пояснил первый проректор Владимир Семенов, «де факто» высшая школа давно вышла в рынок, а вот законодательно по-прежнему привязана к государственной смете доходов–расходов. С переходом же в автономное учреждение тот же МаГУ сможет включить все мощности для развития собственной экономической деятельности. Речь не только о дополнительных образовательных услугах, но и о производстве. Десятки творческих лабораторий факультета изобразительного искусства и дизайна, технологического и педагогического факультетов смогут работать не только на учебный процесс, но и выдавать готовый продукт. В мастерских худграфа, к слову, пылятся довольно любопытные работы студентов-дизайнеров: плакаты с коммерческой и социальной рекламой, театральные афиши. А еще – проекты строительных сооружений, набережных, предложения по колорированию городской среды. Все эти виртуальные и бумажные разработки студентов после лицензирования смогут «выйти в город».
– Кроме того, значительно упростится механизм заключения международных контрактов. Госвузу для этого необходимы межправительственные соглашения, а автономное учреждение сможет сотрудничать напрямую, – добавляет Владимир Семенов.
Закон «Об автономных учреждениях» позволяет широко использовать имущество и землю, получать кредиты и создавать предприятия малого и среднего бизнеса для реализации инновационных наработок. Правда, инвестировать средства вуз может лишь в ту фирму, деятельность которой относится к образовательной сфере. Так что филиал банка внутри университетского городка не откроешь. Контроль за деятельностью АУ будет осуществлять наблюдательный совет, в состав которого войдут представители от Министерства образования и науки РФ, субъекта федерации, общественности и трудового коллектива самого вуза. Опасения по поводу приватизации, считает проректор МаГУ, напрасны, поскольку «недвижимое и особо ценное имущество» остается в руках государства. Однако все, что АУ построит или приобретет самостоятельно, уже будет являться собственностью вуза.
Не разделил Владимир Семенов и прогноз профкомов относительно перехода высшего образования на платную основу. Учредителем «автономного» университета, подчеркнул он, остается государство. И ежегодно, как и ныне, новое учреждение будет получать гарантированный заказ на подготовку специалистов. Выглядит схема так: государство дает вузу задание и финансирует заявленные образовательные услуги. Правда, гарантировать, что количество бюджетных мест останется прежним, уж точно никак нельзя. Судя по тенденции последних лет, оно уменьшится. Количество же коммерческих мест автономное госучреждение будет определять самостоятельно – в зависимости от собственных ресурсов.
Все права студентов, гарантированные законом «Об образовании», автономный вуз должен сохранить. Причем на отсрочку от армии смогут претендовать не только «бюджетные» студенты. А вот такие блага, как социальная стипендия или место в общежитии, попадут в зависимость от экономической успешности «автономного плавания» того или иного вуза. При хорошем раскладе АУ может и новые общежития построить, и надбавку к стипендии сделать. Впрочем, эта статья, как и многие другие, дарующие вузу коммерческую свободу, будет во многом зависеть от порядочности руководства.
– Далеко не все желающие смогут получить новый статус, – считает проректор МаГУ. – Для этого нужно обладать достаточной долей внебюджетных средств и уметь работать в рыночных условиях.
Реформирование бюджетной сферы по принципу «вручим флаг в руки самих «нуждающихся», несомненно, облегчит бремя государственных расходов. Возможно, чуть больше средств теперь достанется тем, кто в новом правиле «Об автономных учреждениях» стоит в ряду «исключений» – детским домам и сфере здравоохранения. Зато «автономникам» придется задуматься о профессиональных менеджерах, которые, по сути, и должны управлять новым предприятием – будь то университет, Дом культуры или школа.
Юлия СЧАСТЛИВЦЕВА. Фото Дмитрия Рухмалёва