Магнитогорский металлургический комбинат уделяет первостепенное внимание вопросам обеспечения безопасных условий труда работникам компании, и снижение производственного травматизма является приоритетом в работе каждого руководителя ПАО «ММК». Для поиска так называемых серых зон, влияющих на травматизм, и обсуждения новых подходов к вопросам безопасности было решено собрать всех ключевых руководителей компании.
Оторвать от работы их, занятых буквально круглые сутки, да ещё сразу и всех, казалось бы, практически невозможно. Но дирекции охраны труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «ММК», инициировавшей выездную сессию, это удалось: потому что человеческие жизнь и здоровье важнее любых планов, цифр и прибылей. И как сделать так, чтобы в условиях производства эта самая жизнь была в максимальной безопасности, стало основной темой обсуждения.
Комплексный подход
Несколько лет назад руководство ММК поставило высокую и очень человечную цель: достижение нулевого смертельного травматизма на промплощадке. За годы предложены десятки глобальных подходов и методик, внедрены сотни решений на всех уровнях, выданы тысячи СИЗов, ежедневно проходят инструктажи по охране труда, и даже КВН – и внутрикорпоративный, и с металлургами всей страны – посвящены этим проблемам. Однако, по словам директора по охране труда, промбезопасности и экологии ПАО «ММК» Олега Парфилова, если травматизм на промплощадке продолжается, значит, работа эта должна быть усилена и, главным образом, скорректирована с учётом веяний времени.
– Первая цель выездной сессии – оценка эффективности инструментов по охране труда и их актуализация, – перечисляет Олег Валентинович. – Вторая – поиск «серых зон»: что ещё может повлиять на снижение травматизма, который, несмотря на все наши усилия, ещё присутствует. И третья – развитие культуры безопасности труда. Для её оценки взяли кривую Брэдли, разработанную компанией «Дюпон», которая наглядно демонстрирует: достижение нулевого травматизма возможно при понимании человеком личной ответственности за своё осознанное безопасное поведение, а далее – путь к командной работе в этом направлении, когда ты не просто сам исполняешь предписания, но и вовлекаешь коллег, и это касается всех – от руководителей до рабочих. Говорить, что в травматизме на промплощадке виноват только нерадивый работник, – в корне неправильно: культура безопасности – комплексный подход. У нас внедрён поведенческий аудит безопасности коллектива: контролёр – это хорошо, но он не должен быть основным фактором безопасного поведения, это всё равно, что водителю соблюдать ПДД, только если на дороге стоит пост ГИБДД. И наша стратегическая сессия уникальна, поскольку, помимо руководителей подразделений, в ней участвуют главные специалисты – металлург, прокатчик, энергетик, руководители ГОП, КХП и другие. Главные специалисты выступят экспертами и помогут частные вопросы обобщить, систематизировать и скорректировать. Для выработки единого подхода к вопросам охраны труда и промбезопасности присутствуют здесь руководители как технологических цехов, так и сервисной компании.
Уйти от формализма
На промплощадке вводят новшества: в шести подразделениях комбината реализуют проект по изменению порядка выдачи нарядов допуска на работы повышенной опасности, а также ответственных за их выдачу, определение мер безопасности и допуск персонала.
– Выдавая наряды допуска, работник цеха должен знать все нюансы выполняемых работ, а это невозможно, – объясняет заместитель начальника ЛЦП-5 Сергей Тулучёв. – Теперь же специалист сервисной организации, имеющий полное понимание состояния оборудования, металлоконструкций, площадок, сам будет определять все необходимые меры безопасности для выполнения работ.
– ММК делает многое для повышения безопасности труда, но решить, что сделать, чтобы, пересекая проходную, человек понимал, что он входит в зону повышенной опасности и, так сказать, сбрасывал с себя домашнюю расслабленность, пока не смогли, – приветствует участников сессии генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев. – Каждый должен вернуться с работы домой живым и здоровым, эта задача – во главе угла у всех руководителей. Мы уже внедрили много инструментов, отменили формальные и изжившие себя, в частности, штрафные талоны – многие помнят так называемый план по талонам. Наша задача – не наказывать работников за нарушения охраны труда, а сделать так, чтобы её исполнение было их прямым интересом. Поэтому хочу, чтобы вы говорили между собой максимально откровенно, что не сделано или сделано формально, что необходимо развивать, а о чём забыть – я готов сделать всё, чтобы система реально работала.
Все крупнейшие игроки металлургического рынка – ММК, НЛМК, Евраз, Северсталь и другие, внедряя мероприятия для достижения нулевого травматизма, находятся в поиске новых решений данной задачи, обмениваясь друг с другом лучшими наработками. Каждое предприятие выстраивает свой путь с учётом специфики производства и корпоративной культуры. В одном сходятся все: необходимо вовлечение каждого сотрудника в поиск и устранение замечаний по охране труда, подачу предложений по повышению эффективности системы и выстраивание безопасного производства.
Факторы риска
– Необходимо учитывать, что мы – россияне, и магнитогорцы в частности, – имеем свои особенности, – переходит Олег Парфилов к самой интересной части анализа. – В мировой плоскости «мышление–коммуникации–деятельность» европейцы и американцы демонстрируют максимальный уровень коммуникаций: понимая, для чего нужно то или иное задание, они осознанно исполняют инструкцию, не задавая вопрос, зачем это нужно. Сильной чертой китайцев является трудоголизм, у них в приоритете деятельность. А россияне демонстрируют максимальный интеллект – именно потому в мире ценятся российские специалисты, каждый из которых – Кулибин. А вот с коммуникацией у нас беда: не желая углубляться в правила и не получив ответ на вопрос «для чего я делаю это именно так?», мы придумаем, как это сделать удобнее для себя – даже в обход правил. Исправить это – задача руководителей.
Ещё один фактор риска – и это уже новая реальность – дефицит рабочих кадров, причин которого много. Первая – демографическая яма, в результате которой в ближайшие годы число выходящих на пенсию на российском рынке труда будет больше получивших профессию до 25 процентов. Для Магнитки это усугубляется стремлением молодёжи уезжать в большие города и другими геополитическими факторами. Помимо количественных факторов, появляется и качественный, который можно было бы назвать ценностным, – изменение отношения молодёжи к своему личному времени и поиск баланса между работой и отдыхом. И, по словам Олега Валентиновича, подстроить молодых людей под привычные старшему поколению «героические будни» не удастся – они просто уйдут с предприятия.
Наглядно руководителям ММК это подтвердила директор Института гуманитарного образования МГТУ, профессор, доктор филологических наук, выпускник бизнес-школы «Сколково» Татьяна Абрамзон:
– Каждый из нас, представителей старшего поколения, имел в детстве кумиров, а молодые люди пишут в анкетах: хочу быть самим собой, – говорит Татьяна Евгеньевна. – В их коде нет геройства: в отличие от нас, готовых отдать всё делу своей жизни, они хотят личное пространство и время, тратить которое готовы только за оплату – даже время на дорогу до работы. Между тем, их нельзя назвать невеждами или лентяями, они готовы работать, но только если видят в работе смысл, и отдаваться делу – но интересному и с пониманием конечного результата. Мало сказать, что и как сделать, – им обязательно нужно объяснить, зачем. И, что важно, – без криков и оскорблений, потому что собственное достоинство для них гораздо важнее «стабильности» – этого термина в их шкале ценностей вообще нет, и то, за чем шли на работу «на всю жизнь» мы, они называют стагнацией. Им важна динамика саморазвития, продвижения, личное пространство и свобода. Это не хорошо и не плохо – это данность, с которой нам приходится мириться и, как более взрослым и ответственным людям, понять и приспособиться к ним. Да-да, не молодёжи – к нам, а нам – к ней.
Мелочей не бывает
По словам Олега Парфилова, удобство рабочего места, спецовка и прочие СИЗы – тоже немаловажный фактор комфорта и снижения утомляемости работников, в связи с чем на комбинате был открыт проект по повышению удобства средств индивидуальной защиты, подписана программа мероприятий по снижению классов вредности на рабочих местах.
– Убеждён: принимать во внимание необходимо всё – буквально, – говорит Олег Парфилов. – И мы приступили к заказу спецодежды как для мужчин, так и для женщин, потому что женщин на комбинате становится всё больше, сегодня они уже водят автомобили, а скоро, возможно, начнут управлять технологическим процессом, поэтому удобство и эргономичность спецовки с учётом анатомии человека – это важный фактор для безопасности.
Одна из главных задач дирекции охраны труда, промбезопасности и экологии ПАО «ММК» – вовлечь все службы группы компаний во внедрение общего рискориентированного подхода, а это тесные межструктурные коммуникации: произошло ЧП в одном цехе – необходимо, выяснив причины, тут же провести профилактику во избежание подобного в других подразделениях, и это должно происходить максимально быстро, по отработанному алгоритму. Так же автоматически – с осознанием общих целей и задач – должно происходить взаимодействие цехов промплощадки и подрядных организаций – партнёров в единой системе для безопасности труда в том числе.
Предложений и замечаний в ходе выездной сессии было высказано немало, все они были зафиксированы, каждое будет рассмотрено и включено в программу улучшений для комфортной, а главное, безопасной работы Группы ПАО «ММК».