Глава российского государства, прибывший для участия в мировом политическом форуме в Ярославле, первым делом отправился в деревню Туношна, которая накануне в силу обстоятельств стала широко известна не только в России, но и в Европе. Самолет Як-42, на котором основной состав местного хоккейного "Локомотива" отправлялся в Минск на свой первый матч в новом сезоне, потерпел здесь катастрофу.
Дмитрий Медведев непосредственно на месте трагедии долго не задержался - лишь возложил цветы и отправился на обстоятельный разговор о будущем гражданской авиации и, вероятно, лиц, ответственных за эту аварию и серию других происшествий на транспорте. В центре внимания, конечно же, оказался министр транспорта Игорь Левитин, но от всех вопросов он уклонялся, обещая все сказать чуть позже днем на брифинге, подчеркивает "Российская газета".
- Хотел бы еще раз выразить искренние соболезнования родственникам и близким погибших, - еще раз выступил со словами сочувствия Дмитрий Медведев. - Это шок для всей страны.
Очередная авария заставила еще раз обратить внимание на вопросы безопасности полетов.
- У нас с этим большие проблемы, - вынужден был признать президент, - хотя определенные решения ранее уже принимали.
Не предвосхищая результаты следствия, глава государства готов уже сейчас делать выводы:
- Решения должны в том числе включать вопросы радикального изменения ситуации в области гражданской авиации, приобретения современных транспортных средств - хотя это очень большие затраты для бюджета, - причем независимо от страны происхождения.
Также он потребовал свести к минимуму так называемый человеческий фактор и, наконец, обратить внимание на то, как работают авиаперевозчики:
- Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки.
Разговоры о том, что в стране слишком много авиаперевозчиков, идут давно, но до сих пор никаких шагов для их слияния принято не было. Сейчас в России действуют около 130 авиакомпаний. Но 85 процентов регулярных перевозок осуществляют лишь десять из них, сообщил глава Минтранса, а большинство ЧП в воздухе происходит именно у компаний, осуществляющих оставшиеся 15 процентов.
- Это статистика, которая свидетельствует, что эти компании ввиду недостатка средств плохо следят за своим парком самолетов, - еще раз убедился президент в своей правоте.
Сократить число компаний-перевозчиков будет достаточно просто. Во-первых, напомнил Игорь Левитин, с 2012 года в парке любого авиаперевозчика должно быть не меньше десяти воздушных судов с вместимостью каждого не менее 50 мест, а с 2013 года количество судов увеличивается до 20.
Дополнительно было принято решение, что все самолеты от 20 лет и старше должны к следующему году быть оборудованы системой предупреждения столкновения с землей и системой столкновения в воздухе. По признанию министра транспорта, до сих пор это сделали единицы авиакомпаний.
- Если сделали единицы, то их надо закрывать, - заявил Дмитрий Медведев.
- Но есть проблемы парка, - осторожно заметил Левитин.
Президент согласился, но дал понять, что этим придется заняться правительству и принимать "очень непростые решения".
- Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя, - считает глава государства. - Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом. Я дам поручение правительству, это должна быть большая программа, нужны будут большие деньги.
Серьезной проверке предложено подвергнуть и летный состав отечественной авиации.
- Там масса чудес происходит. Чего только не рассказывают, - отметил президент. - Тех, кто работать не готов, надо "почистить".
Тут глава государства вспомнил советские времена, где ничего подобного не было просто потому, что контроль был жестче.
Будущее клуба, у которого за плечами богатая хоккейная история, тоже на карандаше у главы государства.
- С учетом того, что это была любимая команда и в Ярославле, и в стране, нужно думать о том, как возродить ее потенциал, и Лига (Континентальная хоккейная лига. - Прим. "РГ") должна сделать для этого все необходимое, - заявил Дмитрий Медведев
Печальная статистика
Около тридцати чрезвычайных происшествий с гражданскими самолетами зарегистрировано в России с начала этого года, 13 из них закончились крушением. Это вдвое больше, чем за весь прошлый год, причем количество человеческих жертв увеличилось вчетверо. Вице-премьер РФ Сергей Иванов заметил, что все крушения произошли с устаревшими самолетами мелких авиакомпаний, и призвал ужесточить контроль в сфере транспортных перевозок населения, сообщает ИТАР-ТАСС.