Это когда все работники выходят на свои рабочие места - но под любым формальным предлогом не делают свою работу. В результате 1 февраля, когда в городе началась кампания против нелегальных маршрутчиков и возникли ожидаемые транспортные проблемы, "автобусная" часть коллектива "Маггортранса" решила усугубить ситуацию. В 6 часов утра вместо запланированных 80 автобусов на линию вышли только 15! Остальные автобусы руководство "Маггортранса" выпускало на линию фактически с боем - с "итальянобастующими" водителями. Фактически, город стал объектом шантажа группы водителей, которые вручили руководству предприятия уведомление о начале с 10 февраля уже классической забастовки:
"Предупреждение о начале забастовки. Основные требования работников АТЦ МП "Маггортранс" администрация предприятия выполнить отказывается, в части предоставления долгосрочной гарантии работы на предприятии. На основании статьи 37 Конституции РФ трудовой коллектив АТЦ МП "Маггортранс" объявляет забастовку.
Дата и время начала забастовки - 10.02.2011 года 05.00 часов.
Продолжительность забастовки - до выполнения требований трудового коллектива.
Предполагаемое количество участников забастовки - около 200 человек.
Председатель собрания трудового коллектива Авдошин П. Г.
Секретарь собрания трудового коллектива Божеховская Н. Ж".
Требование достаточно странное, учитывая, что все гарантии работы сотрудникам четко прописаны в Трудовом кодексе. Там же прописаны и права работодателя. Так что фактически забастовщики решили потребовать, чтобы их работодатель, МП "Маггортранс", отказался от своих прав по трудовому кодексу. А иначе, что такое "гарантия долгосрочной работы"? Это когда сотрудника нельзя уволить или сократить? Простите, ну если такие права работодателя предусмотрены даже всячески защищающим работника Трудовым кодексом - ну куда уж дальше-то!
Впрочем, впоследствии к этим требованиям стали добавляться и другие - например, оплачивать "время простоя по вине работодателя в размере 100% средней зарплаты". К слову, в Трудовом кодексе, например, по этому поводу сказано: "время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника". Резонный вопрос: получать две трети зарплаты за "итальянскую забастовку" кому-то показалось маловато - и поэтому вдруг резко возникло желание увеличить "компенсацию" до 100%?
А еще забастовщики решили потребовать от директора письменных объяснений, почему "Маггортранс" не участвовал в конкурсе на право перевозок - тот, по которому сегодня начинают работать маршрутные такси. А еще, разработать и согласовать с коллективом новые маршруты персонально для "Маггортранса" - просто вопреки всем законам и правилам.
Параллельно с этими "хотелками" возникло требование и к городской Администрации - "Отменить результаты конкурса на право заключения договоров на оказание транспортных услуг населению города". А вот это требование оказалось почему-то крайне созвучным с требованием нелегальных перевозчиков на маршрутках... Совпадение? Может быть. Но почему вдруг "итальянская забастовка" случилась в тот самый день, 1 февраля, когда в городе началась работа по вытеснению с рынка "нелегалов"... Еще одно совпадение? А еще 10 февраля нелегальные маршрутчики в утренний час-пик не вышли на работу сами - и, главное, не позволили работать части легализовавшихся машин. Все делается просто: нелегальный "хозяин" не отдает владельцу лицензионную карточку. И восстановить ее можно только или через суд, или, сменив номера на машине - что, кстати, за свой собственный счет и приходится делать многим порядочным маршрутчикам. Снова случайное совпадение дат? Или, может быть, стоит задуматься, в чью игру играют инициаторы забастовки - в частности, подписавший предупреждение о забастовке господин Авдошин?
В конце января в "Маггортрансе" прошла встреча коллектива с руководством предприятия и чиновниками из администрации города. Понятно, что водителей волновал вопрос - что изменится для них 1 февраля, когда их автобусы должны будут выйти на работу на маршруты частных перевозчиков. И получили конкретный ответ: не изменится ничего. Их местом работы как был, так и остается "Маггортранс". У них как был, так и остается 45-дневный отпуск. У них не меняется зарплата. У них не меняются даже маршруты движения. Единственное, что меняется - это то, что теперь деньги за проезд собирают не сотрудники "Маггортранса", а сотрудники частных перевозчиков. И они оплачивают не наличкой, в салоне, а на расчетный счет предприятия стоимость его услуг. Например, выручка за оборотный (туда-обратно) рейс на маршруте №7 в "Маггортрансе" составляла всего 350 рублей! При себестоимости в 800! Частник должен был оплачивать "Маггортрансу" 800. Кстати, для городского бюджета в прошлом году такая разница между себестоимостью и доходами вылилась в сумму 72 миллиона рублей! Фактически, соизмеримо по стоимости со строительством нового детского сада.
Что плохого? Для водителя вроде бы ничего не меняется. За исключением "мелочи": теперь он физически лишается контакта с "живыми деньгами". Но отвлечемся: давайте-ка представим проехавшийся по "седьмому" маршруту туда-обратно автобус. По сути, через весь город, по самой "хлебной" магистрали. Он что, не считая льготников, за этот путь перевез всего 35 пассажиров? На 350 рублей? Смешно!
Итак, то обстоятельство, что с 1 февраля для "маггортрансовских" водителей по сути ничего не меняется, их не удовлетворило. И они решают: будем бастовать.
Несмотря на то, что как раз в этот период идет организация работы "маршруток" - необходимая, причиняющая горожанам массу неудобств. Несмотря на то, что основная надежда всех горожан связана с нормальной работой именно муниципального общественного транспорта - автобуса и трамвая...
Фактически, забастовщики решили поставить руководство "Маггортранса" и городские власти на колени - куда им в такой ситуации деваться, наверняка пойдут на любые условия и будут просить "не бастуйте". Своеобразный транспортный террор - подобно тому, который устроили городу нелегальные маршрутчики.
Фактически же городу показали - насколько он, может быть, зависим от кучки людей. Первый раз показали первого февраля. Десятого хотели показать и второй раз.
Администрации города и руководству "Маггортранса" не осталось делать ничего, кроме того, чтобы искать выход из ситуации. Естественно, вместе с легальными перевозчиками - которые выиграли конкурс на право перевозок, заключили с Администрацией города договоры и должны обеспечивать присутствие на маршрутах больших автобусов. Изначально это должны были быть автобусы "Маггортранса". Пришлось принимать новое решение - непростое, но кардинальное. По этому поводу по инициативе администрации города даже были созваны внеочередные заседания двух комиссий городского Собрания депутатов, по городскому хозяйству и по муниципальной собственности. И решение стало следующим.
Город не должен встать. Горожане не должны стать заложниками "транспортного терроризма". Поэтому накануне забастовки, 9 февраля, часть автобусов "Маггортранса" - 63 единицы - были куплены частными перевозчиками. И 10 февраля - в день, когда водители автобусов устроили забастовку, - теперь уже бывшие маггортрансовские автобусы начали выходить на линию от имени предпринимателей. Еще 30 автобусов, которые должны были работать в городе непосредственно от "Маггортранса", так и остались стоять в боксах...
Предпринимателям пришлось принимать "маггортрансовскую" технику сразу после возвращения автобусов с линии 9 февраля - несмотря на мороз и сжатость этой процедуры по времени. Ночью техникам частных перевозчиков уже пришлось разбираться с последствиями вредительства - "провожая" автобусы с территории "Маггортранса" им разбили несколько зеркал и залили в топливные баки воду. И, тем не менее, уже с утра 10 февраля на улицы вышли 47 из этих машин. Плюс, пять автобусов в помощь городу выделило для работы на городских маршрутов руководство ОАО "ММК" - к слову, проезд в них был вообще бесплатным для пассажиров.
Неудобств естественно хватило. Всем - и с головой. Но это оказался реальный - и, по всей видимости, единственный верный выход. Который обернулся для забастовщиков полной растерянностью. Немного помитинговав с утра, люди разбились по кучкам - и начали задавать друг другу вопрос: "А что теперь будем делать мы, раз наши автобусы проданы?" Впрочем, вопросы скорее были риторическими.
Да, нужно отметить, что начиная с 5 утра руководство "Маггортранса" неоднократно обращалось ко всем работникам по громкой связи: "Уважаемые водители и кондукторы, если вы хотите работать - пожалуйста, подойдите в диспетчерскую и выходите на линию". Выделиться не захотел никто. И тот мотив, что город ждет автобусов, что люди торопятся на работу, никого не тронул.
Наверное, теперь и их судьба будет мало, кого волновать. Хотя многие из водителей уже пошли устраиваться на "свои" автобусы к частным перевозчикам. А многие решили побороться за право остаться в "Маггортрансе" на оставшихся рабочих местах в оставшихся автобусах. 11 февраля все они должны выйти на свои маршруты.
Частные перевозчики, по договоренности с администрацией, при этом сохраняют все социальные льготы для пенсионеров, школьников и студентов. Помимо этого во всех частных автобусах до конца февраля будут действовать единые проездные "Маггортранса".
Материал предоставлен пресс-службой Администрации г. Магнитогорска.