Взаимоотношения пациентов поликлиник и их персонала часто выливаются в локальные конфликты. Зачастую предметом спора становится медицинская карта, которую могут искать часами, и больные тут ни при чем.
В редакцию продолжают идти письма, в которых читатели выражают негодование условиями обслуживания в поликлиниках. "Терапевты грубят, в регистратуре беспорядок, хамство", - пишет Надежда Поротникова. Об очередях на прием к врачу уже и говорить не приходится - население воспринимает это явление как данность. Планируемое внедрение электронно-телефонной записи к специалистам, может, и разгрузит живые очереди, но им на смену придут виртуальные.
В процессе заочного обсуждения читателями "ММ" проблемы толчеи у кабинетов возник еще один вопрос: почему в поликлиниках невозможно на руки получить амбулаторную карту? Валентина Зоткина жалуется: "Мою карту с историей болезни не могли найти восемь месяцев. Лишь когда обратилась к заместителю главного врача, он дал задание старшему регистратору, и документ нашли через четыре дня. А сколько пришлось испытать укоров со стороны регистраторов: мы не помним, вы - бестолковые, ищите у себя дома. А я действительно больной человек, и обидеть пожилого пациента легко, не надо сильно стараться".
Пенсионерка считает надуманным правило, запрещающее получать пациентам на руки амбулаторную карту, и просит растолковать существующий порядок, полагая, что ее обманывают регистраторы. Вынуждены разочаровать - такая норма действительно существует. В 90-е годы можно было хоть на дому хранить свою историю болезни, а в настоящее время это - грубое нарушение. Как часто бывает, финансовый интерес лечебно-профилактических учреждений перевесил интересы горожан.
- Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает услуги ЛПУ через страховые компании, - рассказывает один из страховщиков, работающий в медицинском сегменте рынка. - За каждого пациента поликлиника получает деньги, и случаются приписки. Чтобы проконтролировать достоверность предоставляемой информации, ежемесячно нами проводится медико-экономическая экспертиза. Приходит специалист и осуществляет проверку записей в паре-тройке сотен медицинских карт из общего списка лиц, посетивших за месяц поликлинику.
В каждом ЛПУ ведется персонифицированный учет пациентов на основании талонов, возвращенных из врачебных кабинетов. Если в истории болезни отсутствует запись о приеме, то врачи страховых компаний ставят напротив фамилии прочерк. Не было приема - нет оплаты. То же самое, если амбулаторной карты нет вовсе. Потому и не выдают их на руки, опасаясь недосчитаться финансирования из-за нерадивости пациентов.
- Нужно понимать: медицинская карта - документ лечебного учреждения, - поясняет заместитель главного врача поликлиники № 2 МУЗ "Городская больница № 3" Геннадий Косовский. - Оригинал мы пациентам не выдаем, но копию он за свои деньги может сделать, как и заказать выписку. Не возбраняется желание почитать историю болезни, находясь на приеме у врача. И если доктор препятствует этому желанию - он не прав.
Странная формулировка: доктор препятствует желанию ознакомиться с собственной историей болезни. Но такие случаи бывают, и корни их опять уходят в плоскость взаимоотношений ЛПУ со страховыми компаниями. Запись в карте обязательно должна появиться, а вот природа ее происхождения мало кого волнует. Так было с Валентиной Зоткиной: "На приеме врач ко мне не прикоснулась, а в истории болезни написала: температура - 36,6, живот мягкий, давление 120/80. Но мне никто ни температуру, ни давление не мерил, живот не пальпировал".
Так, может быть, в этом причина того, что амбулаторные карты для населения - закрытая книга? Перемещать их внутри поликлиники по маршруту кабинет-регистратура доверено санитарам. И ладно бы, если случай утери карты был чем-то экстраординарным, так нет же. Сколько раз приходилось слышать: "Нет вашей карты, она у терапевта". А терапевт предполагает, что у невролога, а невролог отправляет обратно к регистратору и так далее по кругу.
Когда пришло мое время увольняться из рядов Вооруженных Сил, в строевой части в просьбе выдать на руки личное дело - отказали. Мотивировали тем, что увесистая папка в Магнитогорский военкомат должна пересылаться исключительно секретной почтой во избежание потери. Посыл хороший, да только личное дело в итоге при пересылке потерялось. Вот и ситуация с медицинской картой напоминает нечто подобное. Понятно, что на дом, пожалуй, забирать паспорт здоровья действительно не стоит, но уж непосредственно в учреждениях можно избежать перегибов. А то как-то странно получается: регистратор, санитар, врач и представитель страховой компании имеют доступ к истории болезни гражданина, а сам гражданин для получения закрытой информации должен искать обходные пути.