Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» завершает сезон в Левобережном Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, где в далёком 1973-м началась творческая биография прогремевшего на всю страну коллектива. Дворец, который старшее поколение называет Гортеатром, приютил «буратиновцев» на время капремонта здания на Ручьёва, 7а. Ремонтные работы начались в апреле 2023 года в рамках национального проекта «Культура». Сезон 2024–2025 года театр «Буратино» встретит дома.
В договоре прописано завершение проекта в ноябре 2024 года, однако в конце июля отделочные работы будут закончены, и в августе коллектив театра сможет вернуться в родное здание, а в сентябре открыть сезон премьерой. Как рассказал исполняющий обязанности директора театра куклы и актёра «Буратино» Андрей Фадеев, это будет спектакль «Снежная королева» (6+) – уже в июле для работы над спектаклем приедет из Томска заслуженный деятель искусств Российской Федерации, педагог, культурный деятель, востребованный режиссёр Наталья Корлякова, которую связывают с «Буратино» давняя дружба и плодотворное сотрудничество – она поставила в Магнитогорске несколько сказок, среди которых «Иван VII» (6+), а также взрослые спектакли – «Блэз» (16+), «Балаган» (16+), «Не всё коту масленица» (12+)…
Радует, что премьера состоится в здании, оснащённом по последнему слову техники. Представитель фирмы-подрядчика INTOKU Константин Шуваев заверил, что эта работа ведётся в тесном взаимодействии с сотрудниками театра. Так, заведующий музыкальной частью Вадим Говорский вникает в работу каждого микрофона. А занавес – на эскизе он впечатляет! – изготавливают с учётом пожеланий главного художника театра Ильдара Валиахметова. Да, к сентябрю могут остаться нерешённые вопросы (напомним: дедлайн – ноябрь), но этими мелочами можно будет заняться одновременно с работой в здании коллектива «Буратино». Главное – открытие сезона состоится своевременно.
Важно и то, что театральный музей «Закулисье» возобновит свою работу – музейное пространство также предусмотрено проектом. Уникальный интерактивный музей вернётся на третий этаж фойе «Буратино».
Сейчас трудно поверить, что через месяц с небольшим всё будет готово. Сергей Бердников вникает во все нюансы, жёстко обозначает сроки, задаёт неудобные вопросы. Но Константин Шуваев уверенно говорит: всё будет сделано. Восемьдесят процентов работы со стороны не видны. Это решение технических задач. Отделка помещений – это всего-навсего двадцать процентов.
Сейчас у входа в театр укладывают плитку, облагораживают прилегающую территорию – к почти готовому крыльцу глава города, представители подрядной организации и журналисты подходят по деревянным мосткам. Здание снаружи уже радует глаз: сочетание терракотового и бежевого, на фасаде – замочная скважина для ключа, который вот-вот появится рядом. Это символическое напоминание о золотом ключике, ведущем в мир театра.
Внутри здания по сути три площадки для спектаклей и культурно-массовых мероприятий. Это зрительный зал, помещение для бэби-театра, где проходят камерные спектакли для самых маленьких зрителей и их родителей, и театральное фойе, где проходят интермедии у новогодних ёлок и не только. Чтобы избежать эффекта эхо в фойе, одна из стен покрыта звукоизоляционными панелями со специальной подложкой – такими покрыты и стены студии звукозаписи. Акустике – и в зрительном зале тоже – уделяется самое пристальное внимание. Так, на его задней стене тоже установлены звукоизоляционные панели. Продумано то, чтобы актёров было хорошо слышно не только когда они в центре сцены, но и во время нахождения в её левой и правой части.
«Рубки» звукорежиссёра и мастера по свету оборудованы раздвижными окнами, наклонёнными в зрительный зал.
– А не выпадут? – требовательно спрашивает Сергей Бердников.
– Это исключено! – твёрдо говорит Константин Шуваев. Безопасность для него в приоритете.
Вид на зал оттуда открывается прекрасный. И можно оценить масштаб работ. В зале после реконструкции будет 200 мест – чуть больше, чем прежде. Некоторые кресла будет возможно демонтировать, чтобы предоставить места инвалидам-колясочникам – благодаря этому маломобильные посетители театра будут видеть спектакль на том же уровне, что и остальные зрители. Это гораздо удобнее, чем смотреть на сцену из прохода.
При разработке проекта капремонта «Буратино» предполагалось, что «гребёнка» – основание пола зрительного зала – останется прежняя, и уже поверх неё будет уложено напольное покрытие. Но дерево оказалось ветхим и подлежало замене. А когда уже шли ремонтные работы, появились новые правила пожарной безопасности. Согласно им «гребёнку» запрещено делать из горючих материалов – только из металла или бетона.
– Впервые делаем железную «гребёнку» в театре! – признаётся Константин Шуваев, и в его голосе слышна гордость за свою работу.
Его огромный опыт свидетельствует: двух одинаковых театров не бывает, всегда нужен индивидуальный подход. Так, в «Буратино» – трёхстворчатая сцена, это достаточно редкий случай. Как и то, что новый занавес будет полукруглый. И он будет не раздвигаться в стороны, как мы привыкли, а подниматься и опускаться.
Машинерия сцены уже апробирована, она работает безупречно. Уходящие вверх колосники – завораживающая панорама.
Константин Шуваев лазерной указкой показывает на ложу, где расположены световые прожекторы, рассказывает о технических деталях, новаторских решениях. А Сергей Бердников делает акцент на том, что аппаратура должна быть современной:
– Не сегодняшний день, а завтрашний, послезавтрашний!
Звуковое, световое оборудование, пульт помощника режиссёра – европейские. Технологические решения – продуманные.
Гости прошлись и по рабочим помещениям театра – гримёркам, кабинетам. Из кабинетов директора и главного режиссёра можно увидеть и услышать всё происходящее в большом и малом зале и в фойе – система технологического телевидения отвечает современным требованиям. Безупречно работает звуковая связь по театру. Интересная деталь: у входа на сцену оборудован световой сигнал для выхода актёров – чтобы звук не мешал спектаклю.
Глава города живо интересуется дизайнерскими решениями. В частности, ему симпатичны светлая отделка помещений. А ещё он предостерегает от слишком тёмного пола: как известно, на чёрном грязь видна больше, чем на белом.
И хотя в ходе основательного осмотра здания с первого этажа по третий Сергей Бердников высказывал критические замечания – при его требовательности и умном хозяйственном подходе другого и не ожидали, – в целом он доволен увиденным и оптимистично смотрит в будущее. Сергей Николаевич считает, что уже можно озвучить приглашение магнитогорцам прийти в сентябре на открытие нового сезона.
– Мы обсудили все рабочие моменты. Когда начинали, были переживания, что не успеем. Но сегодня все основные работы уже выполнены, отделка подходит к концу, практически всё оборудование завезено и после завершения отделки в помещениях будет установлено. Как мы и предполагали, к сезону у нас будет прекрасный, современный театр.
«Буратино» – последний из театров Магнитогорска, в котором идёт капитальный ремонт. Ранее реконструированы академический драматический театр имени А. С. Пушкина и театр оперы и балета. Замечательно, что и театр куклы и актёра не остался без внимания. В здании, куда «Буратино» переехал в 1999 году, почти четверть века проходили только косметические ремонтные работы, потребность в капремонте была острой.
Чтобы охватить взглядом пройденный в ходе ремонта путь, журналисты попросили Константина Шуваева перечислить, какие работы на сегодня выполнены в здании «Буратино» фирмой INTOKU. Это внушительный список. Полностью заменены все инженерные системы: отопление, водопровод и канализация, электроснабжение, вентиляция. Также заменены оконные конструкции, системы пожаротушения. Здание утеплено – в итоге оно будет максимально энергоэффективным. Кроме того, обновлены гримёрки, другие служебные и подсобные помещения театра. Лестницы отделаны натуральным гранитом, скоро установят декоративные перила.
И ещё несколько слов о преображении главного зрительного зала. Задником сцены станет светодиодный экран. В сочетании с экраном-сеткой он позволит создавать современные визуальные эффекты, реализовывать смелые творческие идеи.
Интересный факт: фирма INTOKU выиграла тендер на работы в новом театре оперы и балета с залом на 700 мест, который будет построен к столетию легендарной Магнитки. Как подчёркивает глава города Сергей Бердников, всё делается для того, чтобы сделать Магнитогорск комфортным и привлекательным для проживания.
Итак, замок для Снежной королевы и других сказочных героев – обновлённое здание «Буратино» – становится всё прекраснее. Остаётся только пожелать театру куклы и актёра скорейшего переезда и новых свершений.