В минувшую субботу жители соседних с нами Белорецкого и Абзелиловского районов отметили Сабантуй. Было все: море веселья, изумительное башкирское угощение, зажигательные пляски, мелодичные песни, национальная борьба куряш, конные состязания…
Сабантуй давно перерос свои национальные рамки и стал символом труда и дружбы. В числе желанных гостей на празднике - представители нашего города и комбината. Мы - исторические соседи. Наша дружба, насчитывающая десятилетия, проверена годами и делами: мы вместе строим дороги, взаимодействуем в сфере культуры, отдыха и туризма, торговли и образования.
На белорецком Сабантуе виновников торжества приветствовали депутат Государственной Думы Андрей Морозов, глава Магнитогорска Евгений Тефтелев и вице-президент управляющей компании ММК по персоналу и социальным программам, депутат Законодательного собрания Челябинской области Александр Маструев.
Магнитку и Белорецк связывают не только многолетнее сотрудничество, но и общие металлургические корни. Белорецк и многие населенные пункты района, так или иначе, связаны с металлургической отраслью. Например, поселок Верхний Авзян еще с демидовских времен известен своими мастеровыми-железоделами.
В честь Сабантуя, в честь дружбы и сотрудничества от имени металлургов Александр Маструев подарил Верхнеавзянской средней школе мультимедийный проектор и экран:
- Пусть этот подарок помогает ребятам учиться, и пусть в школе подрастают будущие металлурги, - сказал он.
На празднике в Аскарове Магнитку представляли начальник управления собственностью ОАО "ММК", депутат городского Собрания Сергей Король и ректор МГТУ Валерий Колокольцев.
Белорецкий и Абзелиловский Сабантуи проходили на огромных лесных полянах. Впечатлял урбанистический пейзаж в лесу: прямо под деревьями сотни машин, тесно расставленных с помощью многочисленных милиционеров, одетых в торжественную белую форму, отливают на солнце серебром. Рядом дежурные бригады скорой помощи и пожарной охраны: еще десять утра, а воздух уже нагрелся до тридцати градусов, так что возможны тепловые удары или возгорание. По одну сторону поляны - торговые ряды, предлагающие гостям праздника все - от мороженого и шашлыка до кваса и колы. По другую - одна за другой расположились десятки юрт, представляющих предприятия районов и соседей. У ворот каждой из них гостей встречает национальный хор, зазывающий зайти на огонек. Внутри юрты застелены коврами, а в центре накрыты столы - у кого со стульями, а у кого-то яства расставлены прямо на полу, как и было положено в древности у башкир.
Исламский стол - прежде всего жирный суп-хаш из баранины и говядины обязательно с самодельной лапшой и картофелем, а также сладкая выпечка. Горы блюда чак-чак, щедро политого медом, реки кумыса и чая, который где-то предлагают из самовара на подносе, а где-то - прямо на голове, как, опять же, было положено в старину. За происходящим с удовольствием наблюдают башкирские ветераны - старики с черными от загара лицами, увешанные орденами и медалями.
В центре поляны установлена сцена и приготовлены традиционные игрища: площадка для кулачных боев и боев подушками, установлен гладкий высокий столб, на вершине которого призы - участникам полагается долезть до вершины, а это метров пять, не меньше, и снять то, что придется по вкусу. Еще один конкурс - ходьба по наклонному столбу, вкопанному в землю: говорят, если удастся дойти до конца, то в этом году бог непременно даст тебе невесту. Может, именно поэтому, не желая жениться, молодые парни не очень-то стремились участвовать в этом состязании: столб то и дело "седлали" детвора да мужички, подбадриваемые снизу своими вторыми половинами.
С каждым годом русских гостей на Сабантуе все больше. В Аскарове спрашиваем тех, кого встречаем: ради чего приезжаете за 40 километров от Магнитогорска? Получаем ответы: кто-то приезжает не первый раз - привлекают вкусная кухня и интересные конкурсы, в которых иногда и сами принимают участие. Кого-то тянет сюда зрелище конных скачек, традиционных для Сабантуя, а кто-то, давно прикупив в Аскарове дачу, вообще ежегодно бывает здесь и даже уже язык башкирский начинает понимать. И для них самих Сабантуй - не просто повод повеселиться, а дань уважения культуре и традициям народа, живущего по соседству.
Кульминация праздника - конные скачки. На поджарых красавцах стройные седоки в высоких кепках с номерами на спинах гарцевали уже давно, привлекая внимание детворы. Для них отведена специальная "трасса", но для верности перед ездоками едет милицейская машина с включенной сиреной. Лошадей ездоки подгоняют специфическими выкриками и русским матерком. Два забега - верхом и на колесницах, и вот кто-то получает награды, а кто-то тихонько прогуливает коня, утешающее похлопывая того по крупу.
…Официальные празднества давно закончились, в юртах гостей кормили обедом, а народ еще долго не расходился: Сабантуй - большой праздник. Пожалуй, главный в году. Ведь именно от него, по преданиям, зависит то, каким будет урожай. Пусть в этом году он будет богатым.