Татьяна Маврина вернулась в семью после полуторамесячного пребывания в следственном изоляторе временного содержания. На следующий день после выхода нашего материала "Утраченная свобода" ("ММ", 28 апреля) мать троих малышек была освобождена из заточения постановлением Правобережного суда.
Но и завершение истории, признанной юристами актом вопиющей несправедливости, не обошлось без казуистики.
- В прошлую пятницу звонит друг, я на работе, ответить не могу, - рассказывает супруг Татьяны Сергей Халин. - Освободился, перезвонил, а он жене трубку передает и слышу: "Меня выпустили". Аж ком к горлу подступил и слезы на глазах…
Сергей этого звонка заждался. Когда 13 марта Татьяну увезли в отделение для проверки паспортных данных, сообщение о ее аресте воспринималось как недоразумение: "Сейчас разберутся, извинятся и отпустят". Но с каждым днем надежда на торжество здравого смысла угасала, а на смену ей приходила тревога, граничащая с паникой.
Напомним, Татьяна Маврина оказалась за решеткой в результате "слаженной работы" правоохранительных органов, арестовавших женщину, семь лет находящуюся в розыске, об этом не знавшую и никак не скрывавшуюся. В 2003 году Ленинский суд приговорил ее к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года за кражу цепочки. В содеянном Татьяна раскаялась, ущерб возместила, приговор сочла соразмерным преступлению.
Да вот только копию этого приговора женщине не вручили, а сама она не знала, какие правила надлежит блюсти условно осужденному гражданину. Результатом неосведомленности осужденной стало инициирование в 2004 году уголовно-исполнительной инспекцией решения Правобережного суда об отмене приговора и объявлении женщины в розыск.
- Мы с Сергеем к тому времени уже перебрались в село Березовка Оренбургской области, - вспоминает Татьяна Маврина. - Зарегистрировались по новому месту жительства, даже мыслей не было скрываться. Позже у нас родились три девочки, была свадьба. Когда совсем все плохо с работой на деревне стало, вернулись в Магнитогорск, в ту же самую квартиру, откуда уехали. Супруг устроился на калибровочный завод, я детей воспитываю. Год прожили, никто мною не интересовался, и тут арест…
13 марта Татьяна Маврина испытала шок. Средь бела дня в квартиру дружного семейства заявились люди в форме. Сейчас женщина может рассказывать об этом спокойно, а тогда по телефону трудно было внятно объяснить супругу причину задержания:
- Не понимала, что происходит. Попросили проехать в отделение, ознакомиться с документами. Там ничего не объяснили, задержали. Говорила, что дома остались трое детей, двух, трех и пяти лет, - никак не отреагировали…
Сергей Халин, как только стало понятно, что просто так супругу из СИЗО не освободят, обратился в прокуратуру. Не помогло. Следователи также отмалчивались. Выручил троюродный брат из Москвы, который после общения со столичными правозащитниками связался с уполномоченным по правам детей в Магнитогорске Натальей Флейшер. Нотариус довела суть проблемы до председателя Общественной палаты Валентина Романова и впервые с момента задержания Мавриной появилась реальная надежда на ее скорейшее освобождение.
- Было очевидно: женщину освободят по решению Челябинского областного суда, в который была направлена кассационная жалоба, - убежден председатель комиссии по законодательству ОП Станислав Марайкин. - Но это время, а наша задача была - добиться немедленного освобождения Татьяны, и уже потом в суде доказывать необоснованность выдвинутых обвинений. Валентин Романов по несколько раз на дню звонил, интересовался новыми подробностями, выдавал рекомендации…
После собственного расследования Общественная палата решила предать историю широкой огласке. Сюжет о задержании Татьяны Мавриной был показан на телеканале "ТВ-ИН", в ее защиту выступил "ММ". Под прессингом СМИ и здравого смысла правоохранительная машина сломалась. 29 апреля женщину доставили в Правобережный суд, а спустя некоторое время она оказалась дома.
Но без абсурда не обошлось и на финише затянувшегося на восемь лет процесса. Судья Е. Калачева, по словам Татьяны Мавриной, предложила ей, прежде чем вынести постановление об освобождении, отказаться от кассационной жалобы в Челябинский областной суд. Мол, подпишите отказ - и выйдете на свободу. Странная постановка вопроса, но на тот момент женщине выбирать не приходилось. В результате за отсутствием доказательств уклонения Мавриной от отбывания наказания и в связи с истечением срока давности магнитогорка была освобождена из-под стражи немедленно в здании суда.
- Сегодня главное, что Татьяна вернулась домой, - не скрывает эмоций Сергей Халин. - Спасибо Общественной палате, журналистам, всем, кто поддерживал нас эти полтора месяца. Но с нашей стороны точку в деле ставить рано. Сейчас обсуждаем с адвокатом дальнейшие действия по взысканию компенсации за моральный ущерб…
Не остановит свое расследование и Общественная палата, которая будет добиваться наказания лиц, удерживавших мать троих малолетних детей в СИЗО, не имея на то существенных оснований. Примечательно, что никто не соизволил принести Татьяне Мавриной хотя бы извинения за все мытарства, которые женщине пришлось пережить весной этого года.
А Настя, Надя и Даша так и не поняли, почему мамы не было дома так долго...