Человек на "зебре", по правилам дорожного движения, должен быть неприкосновенным для водителя. С оговоркой, что пешеход сам соблюдает правила, которые не разрешают ему выскакивать внезапно, словно черт из табакерки, даже на размеченный переход.
К сожалению, наезд на людей именно на пешеходных переходах остается самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. В нашем городе наезды на пешеходов по итогам прошлого года составили больше половины всех зарегистрированных ДТП. Абсолютные цифры пугают: в 312 происшествиях с пешеходами ранено 308 человек. А двадцать одна жизнь оборвалась…
Рассуждать, пешеходы или водители больше нарушают, бессмысленно. Да, в экстремальной ситуации водитель транспортного средства защищен железом и системами безопасности. Пешеход не защищен ничем, кроме инстинкта самосохранения, логикой безопасного поведения и хорошей реакцией. Защиту пешехода на проезжей части должен обеспечивать пешеходный переход. Но на самом деле этого не происходит.
Примеров, когда людей натуральным образом давят на "зебрах", предостаточно. И днем, и вечером, и ранним утром. Ситуация резко обостряется осенью, когда световой день сокращается. Почему же "зебра" не гарантирует безопасного перехода?
В идеале пешеходные и транспортные потоки должны быть разделены. Тогда опасность наезда автомобиля на человека сведена к нулю. Речь о надземных и подземных переходах. Сколько таких вы насчитаете в городе?
Подземный переход на остановке "Ул. Кирова" на левом берегу канул в лету. Он давно заброшен и не востребован, долго стоял загаженный и заваленный мусором. Был оборудован в далекие советские времена. Тогда этот переход был многолюден, особенно в часы, когда металлурги направлялись на смену или спешили домой. Но потом ходить здесь стало страшновато - особенно в темное время суток: риск наткнуться на хулиганье с чешущимися кулаками или компанию бомжей возрастал многократно. А позже и вовсе - поставили светофор, и надобность в подземном переходе отпала.
Надземный переход на проспекте Ленина возле "Арены-Металлург", возведенный несколько лет назад, получился как нельзя кстати. Во время домашних хоккейных матчей, богослужений в храме Вознесения, концертов заезжих звезд сцены он становится единственным переходом через одну из главных артерий города в этом районе, гарантирующим безопасность пешеходам.
Больше цивилизованных нерегулируемых пешеходных переходов не вспоминается. Надземный пролет над двумя торговыми центрами "Мост", изначально обещанный собственниками-коммерсантами, так и остался в проектах. "Мосты" в спешке навели, а безопасную переправу навести "забыли". В прошлом году здесь начали работы по возведению надземного перехода. Уже за бюджетные деньги. Хорошо, если летом нынешнего года удастся его построить.
Пока о строительстве подземных или надземных переходов в городе не слышно. Дело, видимо, как всегда, упирается в недостаток средств. Хотя почему главными инвесторами не могут быть владельцы многочисленных торговых центров? Ведь около их заведений всегда многолюдно и напряженные транспортные потоки. Но об этом позже.
Зато нерегулируемых "зебр" - предостаточно. Такова долгие годы была политика высшего руководства Госавтоинспекции: пешеходный переход должен быть оборудован в тех местах, где люди стабильно переходят дорогу. Определенная логика здесь есть. Но чем это обернулось на практике?
Давайте мысленно "прокатимся" по некоторым оживленным участкам уличной дорожной сети. Улица Грязнова от кругового перекрестка на пересечении с проспектом Карла Маркса в сторону Урала. На границе с круговым - пешеходный переход. Следом за ним - трамвайная и автобусная остановки, следовательно - пропусти пешехода. Дальше - нерегулируемый пешеходный переход в районе педагогического колледжа. Через полсотни метров - светофор на перекрестке с проспектом Ленина. Сразу после - остановка общественного транспорта. Дальше - еще одна "зебра". Следом - светофор на перекрестке с улицей Марджани. За ним - еще одна остановка. После нее - светофор. О каком нормальном ритме транспортного потока может идти речь?
Проспект Ленина от пересечения с улицей Сталеваров в южную часть города. На перекрестке - законный пешеходный переход со светофором. Следующий - в районе Дворца спорта имени Ивана Ромазана. После него - возле детской библиотеки. Оба - без светофоров. Оба - из самых опасных. К ним смело относим еще пару нерегулируемых переходов дальше по Ленина вплоть до перекрестка с Сиреневым проездом.
Схожая картина на многих участках по проспекту Карла Маркса и по улице Советской. Это три главные транспортные артерии города с оживленным движением на протяжении большей части суток. Не резоннее ли сократить число именно нерегулируемых пешеходных переходов, сделав максимально безопасными оставшиеся? А в идеале - строить подземные? Это дорого. Но разве людские жизни дешевле?
Идеология руководства ГИБДД изменилась.
- Число нерегулируемых пешеходных переходов нужно сокращать для повышения безопасности пешеходов, - заявил недавно начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов РИА "Новости". - Нерегулируемые переходы по-прежнему остаются проблемой, так как именно на них чаще всего гибнут пешеходы. Поэтому считаем, что их число нужно сокращать - часть вообще ликвидировать, а часть перевести в разряд регулируемых, то есть установить светофоры.
Главный автоинспектор страны напомнил журналистам: с конца прошлого года по всей стране проходит всероссийская акция "Внимание - "зебра" по проверке пешеходных переходов, которые сотрудники ГАИ инспектируют вместе с представителями общественных организаций. По итогам нарушения были выявлены практически на каждом третьем переходе. Например, в этих местах зачастую отсутствуют тротуары, дорожные знаки, разметка, ограждения, светофоры, освещение. В результате рейдов приведены в соответствие около 24,7 тысячи - 62 процента переходов, имеющих нарушения. Вместе с тем еще 15,1 тысячи имеют недостатки в эксплуатационном состоянии.
Заместитель начальника управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России полковник полиции Владимир Шевченко сообщает: в прошлом году в России погибли 8,8 тысячи пешеходов, ранены почти 62 тысячи. Каждый четвертый наезд на пешехода совершен на пешеходных переходах, и этот показатель растет. При рассмотрении практически каждого третьего происшествия выявляют недостатки в состоянии улично-дорожной сети, а из этих ДТП каждое восьмое связано с плохой видимостью или неправильным применением дорожных знаков.
Согласитесь, бездумно просто рисовать "зебру" и ставить знаки на оживленных магистралях, заранее понимая, что это станет очередным очагом аварийности. О том, насколько от идеала далека система уличного освещения, даже и упоминать не стоит.
На одной из последних пресс-конференций начальник Госавтоинспекции города Андрей Мелехин сообщил: комиссионные проверки пешеходных переходов города завершены. Скорее всего, нерегулируемых "зебр" вскоре станет меньше. Права и интересы пешеходов при этом затронуты не будут. Да и в целом пообещал, что мнение горожан будет учтено - как пешеходов, так и автомобилистов.
- Пройти сотню метров до нормально оборудованного, безопасного перехода гораздо разумнее, чем подвергать себя неоправданному риску, - считает Андрей Сергеевич. - Помимо этого, лишние переходы сковывают движение транспорта, увеличивают нервозность участников дорожного движения. Никто не собирается бездумно ликвидировать "зебры" - задача максимально обезопасить пешеходов.
От редакции добавим: свои предложения с пометкой "Пешеходный переход" по поводу обозначенной темы вы можете присылать к нам по адресу: проспект Ленина, 124/1. Или на адрес электронной почты: inform.73@mail.ru">inform.73@mail.ru. Мы готовы публично обсудить их с руководством ГИБДД и ответственными чиновниками городской администрации.