Это - о первых художниках-любителях, приехавших в 30-е годы в степь под Магнитную создать картину новой жизни и новой культуры среди палаток и бараков.
Минуло 80 лет с тех пор, как здесь был открыт филиал общества художников-самоучек. В те годы на Магнитострой с огромным желанием приезжали писатели, поэты, художники, киносценаристы. Всех интересовала ударная стройка, всеми владело желание держать руку на пульсе великих событий. Тогда же приехал в наши края выпускник ВХУТЕМАСа Георгий Соловьев…
А дальше уже надо говорить о событии, свидетелями которого были магнитогорцы и гости города на пороге 2011 года. В залах картинной галереи в течение месяца действовала выставка работ художников изостудии Дворца культуры и техники металлургического комбината. Георгий Соловьев, приехав когда-то с десантом советских художников на несколько дней, остался здесь на всю жизнь. Он посвятил Магнитке все твое творчество, основал студию, в которой учил писать картины своих учеников. Часть тех работ студийцев мы увидели на стенах. В основном, это новое поколение - самодеятельные художники, родившиеся в середине прошлого века. Но у них, как и у тех, кто учился у Георгия Соловьева, а впоследствии у Владимира Павлова, жив дух первых пятилеток, остались тот же интерес, особое любопытство и неизменная любовь к теме Урала, труда и жарких будней металлургического гиганта.
Знакомство с экспозицией, естественно, начинается с рассказа о Соловьеве и Павлове. Две величины, мощный фундамент, на котором 64 года стояла талантливая, яркая группа людей, работающих на комбинате, отдающих свободное время творчеству во всех его ипостасях.
Вот работы одного из самых давних студийцев - Анатолия Заборского. Жизнь ему досталась долгая и непростая, но он сумел увидеть в ней самые яркие моменты, создав огромное разноцветное полотно, в которой нашлось место и работе, и уральским пейзажам, и портретам любимой семьи, и детским воспоминаниям о концлагерной жизни.
У Владимира Климанова большинство работ адресовано друзьям-коллегам: "Аглофабрика", "Мартеновский цех № 2", "Демонтаж третьего мартена". И здесь же узнаваемые улицы Магнитогорска - Октябрьская, Ленинградская Комсомольская, храм, пейзажи. Климанова хорошо знают на комбинате: в цехах, "красных уголках" часто появляются его небольшие выставки. Знают в городе, области, стране. Он лауреат фестивалей народного творчества "Слава труду", участник различных выставок. В конце минувшего года, например, получил диплом первой степени за участие в международном профессиональном конкурсе-фестивале высокого искусства "Служенье муз".
Электросварщик Михаил Середкин - человек давно и заслуженно известный Магнитке. Его презабавные "доски" можно увидеть то на импровизированном вернисаже прямо на улице, то на городских народных праздниках. Не считая различных выставок, смотров, конкурсов, где Михаил Сидорович обязательно удивит зрителей и судей диковинкой. Вот и сейчас, на выставке, он знакомит нас с подлинным, живым, веселым бытом, людскими привычками. В основном, это резьба по дереву. Тут вам и тарель "Снегобор", и бытовые картинки "С легким паром", "Кризис", "Таможня дает добро", "Городовой", диптих "Трое" - в них столько иронии, подтекста, а порой боли и переживаний. Не надо забывать, что Середкин увлечен геральдикой - многое делает для оформления городских зданий, пишет живописные работы и создает деревянные "портреты" многочисленных храмов, монастырей. Словом, человек увлеченно и вдохновенно занимается любимым делом.
На долгие раздумья наталкивает картина Владислава Аристова "Покров на Нерли и Джвари". Это два храма - русский и грузинский. Каждый со своей архитектурой, цветовой подачей, настроем. Но, если приглядеться, внизу, под фундаментами, сплетаются в одну ветвь два корня. И становится понятной мысль автора: мы объединены одной верой. У Аристова большинство работ (живопись, графика, скульптура) наполнено глубоким философским содержанием - будь то индустриальный пейзаж, мир гор, старинные предания, путешествия. Это может быть набросок фломастером "У бабы Оли болят руки" или "Автопортрет на фоне Эльбруса", а может - иллюстрации к поэме Лермонтова "Исмаил-бей". О Владиславе Николаевиче, инженере-электрике ММК, конечно же, надо говорить отдельно - его творчество слишком разнообразно и многолико: художник, журналист, философ, писатель, издавший десять книг, в недавнем прошлом президент клуба литературных встреч. Хочется постоять у его "трудных" картин - таких как "Выплывающий из теснин", "Лунные кони", "Аномалия"…
Вот работы Сергея Солодовникова, объединенные интересом к античности и внимательному вглядыванию в красоту окружающей природы. Его манеру отличают размашистое письмо и интенсивные "горячие" краски. Один "Буйный день" чего стоит.
В галерее представлены также картины В. Романова, В. Авралева - и все вместе они дают представление о том, чем жила изостудия до самого последнего своего дня в 2002 году, какие интересные люди в ней работали, сколько ярких имен дала творческая школа Соловьева-Павлова за 64 года яркой, насыщенной, полной расцвета и кризисов жизни.
Все эти годы изостудия была живым организмом, где царил дух творчества и товарищества. По рассказам ее участников она была центром художественной культуры города, местом притяжения творческой интеллигенции: театров "Буратино" и имени
А. С. Пушкина, Магнитогорского педагогического института. Они совместно проводили выставки, поэтические литературные вечера, творческие встречи. В изостудии устраивали выставки, лекции и диспуты, собирались интересные люди. Сегодня в здании изостудии ММК находится детская картинная галерея, и порой кажется, что его стены хранят творческую атмосферу, дух прошлых времен, помогая начинающим художникам искать и находить себя, свой талант, как когда-то это было с поколением их бабушек и дедушек - первостроителей и металлургов.