НЕДЕЛЮ НАЗАД УФИМСКИЙ АЭРОПОРТ несколько часов не принимал самолеты.
Три лайнера вынуждены были сесть на запасной аэродром в Магнитогорске. Невольные «гости» томились в переполненном зале ожидания несколько часов.
Между тем, пассажиры имели полное право на два телефонных звонка или доступ к электронной почте, бесплатные напитки и горячее питание. Снабдить их этим авиакомпании обязаны в соответствии со вступившими в силу 20 октября «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Прежние нормы образца 1985 года, регламентирующие авиаперевозки на воздушных линиях СССР, давно стали анахронизмом и отменены.
– Советские правила, по которым мы летали двадцать лет, противоречили гражданскому и воздушному законодательству. Новый вариант эти «нестыковки» снял. Теперь права пассажиров в случае задержки рейса четко расписаны и соответствуют международным стандартам, – говорит председатель объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев.
Документ и впрямь работает на человека: при задержке рейса, изменении маршрута по вине авиакомпании, из-за метеоусловий или по техническим причинам пассажирам регулярных и чартерных рейсов обещан полный комфорт. В обязанности авиакомпании входит бесплатное хранение багажа, предоставление «комнаты матери и ребенка», если малышу меньше семи лет, при ожидании более двух часов – обеспечение прохладительными напитками, а более четырех часов – горячим питанием. Авиакомпания даже обязана разместить людей в гостинице при задержке вылета более восьми часов в дневное время и более шести – в ночное время. Доставка до гостиничного номера и обратно в аэропорт – тоже забота не пассажира.
Не остались «за бортом» и предполетные процедуры. По старым правилам, пассажир без билета – пустое место. Всяк потерявший билет отправлялся восвояси без денежной компенсации. Теперь, если билет пропал или пришел в нечитабельное состояние, авиакомпания должна установить факт продажи и взять его владельца на борт. Если сроки полета перенесены и планы пассажира нарушены, можно сдать билет в кассу, получив назад все свои деньги. Вернуть их, если путешествие срывается по личной инициативе, можно за сутки до вылета.
Справедливости ради новые авиационные правила и пассажиров обязали к европейской дисциплине. К трапу не допустят «сомнительных личностей», чье поведение создает угрозу безопасности полета, жизни или здоровью соседей. Не простят пассажиру нарушения таможенных и санитарных норм, попыток пронести на борт запрещенные к перевозке предметы, а также «заячьего синдрома» – попыток сэкономить на билете для ребенка или плате за сверхтяжелый багаж.
Эксперты предупреждают: следование европейским стандартам обойдется компаниям в копеечку, а значит, вскоре цены на билеты могут подняться. Любителей же полетов волнует справедливый вопрос: куда обращаться, если перевозчик игнорирует правила?
В том, что это уже происходит сплошь и рядом, убедились клиенты самых разных авиакомпаний. Недавно десятки рейсов из Домодедова были задержаны из-за сильного тумана. Прописанный в правилах комфорт томящиеся в ожидании люди создавали своими силами. Ни с чем остались и гости Магнитогорского аэропорта, вынужденные ждать, пока их примет Уфа. Но если в Домодедове представителей авиакомпании можно найти, не выходя из здания, то у нас остается разве что аукать, как в лесу.
– Мы, конечно, знаем о федеральных авиационных правилах, – говорит начальник службы организации перевозок и управления производством Магнитогорского аэропорта Владимир Кабачин. – Но не в силах заставить авиакомпании соблюдать закон. И взваливать их работу на себя тоже не обязаны. Однако при первой же задержке рейса с претензиями пассажиры пойдут, конечно, к нам. Есть тут и другая проблема. Представьте, сядут у нас на ночь пять авиарейсов – и куда всех денешь? В городе просто гостиниц не хватит. В общем, сейчас мы обдумываем варианты того, что можно сделать.
– В нашей стране лучший способ привить законопослушание – это открыть судебную практику. Но для начала нужно, чтобы люди знали свои права и не боялись о них заявлять, – считает председатель объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев.
Того же мнения придерживается и министр транспорта.
– Мы предупредили авиаперевозчиков, что от объема судебных исков напрямую будет зависеть их имидж, – прокомментировал авиареформу «Российской газете» Игорь Ливитин. – По числу недовольных мы сможем определить качество работы компании. Росавиация уже следит за ситуацией и ведет мониторинг. Его результаты пригодятся авиационным властям при составлении расписания полетов к следующему сезону. За невыполнение правил будем просто лишать авиакомпании прав на полеты, вплоть до отзыва лицензий.
Очевидно, что за европейские удобства будут расплачиваться, прежде всего, небольшие авиакомпании: перевозчики, которым сервисные «излишества» окажутся не по карману, уступят свои ниши крупным игрокам рынка.
Впрочем, что нам за дело, какая из компаний оплатит отдых в гостинице? Куда важнее другое: в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом, подать в суд на нерадивую авиакомпанию пассажир должен по месту ее нахождения. Для магнитогорцев это лишний перелет в Москву. Да и тех пассажиров, кто оказался в промежуточном пункте (как летевшие недавно рейсом на Уфу), уполномоченные агенты в зале ожидания не встречают. А хотелось бы, чтобы встречали. Кормили, поили и спать укладывали. Но, видимо, за свои пассажирские права придется еще побороться.