Красавец-дом, расположенный на проспекте Металлургов, 11, в этом году отмечает своё семидесятилетие. Выстроенный в лучших архитектурных традициях пятидесятых годов, он и сегодня является украшением не только Ленинского района, но и города в целом. В этом доме Ирина Рожкова прожила шестьдесят лет. Инициатором установки памятной доски бывшему главному архитектору города, занимавшему этот пост четверть века, выступил старший сын Ирины Рожковой Николай Кудрявцев. Реализовать эту идею ему помогла магнитогорская организация союза архитекторов России, взявшая на себя разработку эскиза, выбор места, многочисленные согласования.
– Трудная судьба у мамы была, – рассказывает Николай Кудрявцев. – Её отца репрессировали в 1937 году. Он окончил Петербургское землемерное училище и курсы военных топографов. С февраля по октябрь 1917 года формально числился в царской армии. Это сыграло роковую роль в его судьбе. Участь его долгое время была неизвестна, но родные надеялись, что он жив. Только в 1967 году им сообщили, что он был расстрелян через неделю после ареста. Мама в шестнадцать лет уехала в Ленинград, мечтая о художественной академии, но поступила на инженерно-строительный факультет института инженеров коммунального строительства, выбрав профессию архитектора. Война застала её в Ленинграде. Ей было двадцать лет. В первую блокадную зиму мама рыла окопы, тушила зажигательные бомбы, выживала, как могла. В марте 1942 года студентов по дороге жизни вывезли на Северный Кавказ, а оттуда – в Среднюю Азию. Вскоре она оказалась в Ташкенте, где поступила в эвакуированный Московский архитектурный институт и, проучившись в нём один год, в августе 1944-го вернулась в Ленинград и возобновила учёбу. Эти невзгоды не ожесточили её, мама была добрым и отзывчивым человеком.
– В 1936 году в Советском Союзе появился на русском языке трактат древнеримского архитектора Витрувия, – рассказывает краевед Ирина Андреева. – Каким-то чудом он оказался в руках отца Ирины Николаевны Николая Александровича. Он подарил его дочери. И эта книга стала настольной для неё. Она влюбилась в архитектуру раз и навсегда.
В 1946 году Ирина Рожкова окончила институт и получила распределение в Челябинск, где работала районным архитектором, участвовала в корректировке генерального плана города, разработала ряд индивидуальных проектов, среди которых планировка жилых районов на Копейском тракте и улице Воровского. В 1954 году она была назначена главным архитектором Магнитогорска. В конце пятидесятых началась замена землянок и бараков на индивидуальные дома в посёлках Коммунальный, Карадырский, имени Горького, уплотнялась усадебная застройка посёлков Димитрова, Дзержинского, Крылова. Главный архитектор Рожкова настаивала на многоэтажном строительстве, выступая против малоэтажных и каркасных домов, с которых в тридцатые годы начиналась застройка Магнитки. Даже в эпоху хрущёвок, не оставлявших архитекторам места для творчества, Рожкова настаивала на архитектурном разнообразии, в панельном домостроении призывала сочетать панели с элементами кирпичной кладки, как могла, лавировала между требованиями идеологии и профессиональными задачами, стараясь сделать город комфортным и красивым.
– С Ириной Николаевной познакомился в 1974 году, когда приехал в Магнитку после окончания Свердловского архитектурного института, – вспоминает архитектор Михаил Вараксин. – Времена были сложные. Ей приходилось бороться с властями Магнитогорска, которые настаивали на комплексной застройке, а Ирина Николаевна смотрела далеко вперёд и оставляла «белые пятна», перспективные участки для высотных жилых домов, общественных комплексов. В разгаре была борьба с архитектурными излишествами, под запретом было использование большого количества стекла, металла, кирпича. О мраморе и граните мы даже не мечтали. Эти отделочные материалы были для столичных городов. Но, несмотря на это, мы продолжали работать, пробивая свои идеи через высокие московские кабинеты. Чтобы построить типовой девятиэтажный дом, нужно было пройти сложнейшее согласование в Госстрое СССР. Ирина Николаевна более двадцати лет возглавляла магнитогорскую организацию союза архитекторов. Это была интересная работа: проводились конкурсы, выставки, дни архитектуры, творческие командировки в другие города. После выхода на пенсию, Ирина Николаевна снова пошла работать – архитектором в «Гражданпроект». И ещё долгие годы стояла за кульманом, проектируя будущее нашего города.
За те 25 лет, что Ирина Рожкова занимала должность главного архитектора города, был проделан колоссальный объём работ: только жилья ежегодно возводили до 250 тысяч квадратных метров, строили промышленные объекты, крытый рынок, здание цирка, Дворец культуры металлургов и многое другое. Приходилось перелопачивать горы документации, отслеживать её подготовку проектировщиками. Как главному архитектору ей пришлось принимать ответственные решения – ведь город строился каждый день. При Ирине Рожковой градостроительный процесс был увязан и с проектировщиками, и с управлением архитектуры, и со строителями.
– Ирина Николаевна Рожкова – человек, на которого мы можем равняться, – отметила председатель магнитогорского отделения союза архитекторов России Анастасия Макеева. – Она прожила яркую, насыщенную творческую жизнь и оставила достойный след в истории города и архитектуры.
– В начале 1990-х годов я работал в отделе культуры администрации города, и мне случалось пересекаться с Ириной Николаевной, – вспоминает педагог, организатор музейного дела Александр Иванов. – Она в то время часто присутствовала в качестве консультанта на совещаниях по вопросам архитектуры. Время было смутное. Все старались что-то построить и перестроить. Она отстаивала те проекты, которые были утверждены ранее. Меня поражала её логика, чёткая аргументация, воспитание. Она была непререкаемым авторитетом в своей области.
– Магнитогорск – город молодой, но его история хранит имена многих талантливых людей, – отметил председатель МГСД Александр Морозов. – Ирина Николаевна много сделала для Магнитки, и мы помним её как сильного, талантливого, грамотного архитектора.