Проблемы, связанные с распространением наркотических и прочих психотропных средств, во всём мире вышли на первый план десятилетия назад. И весь мир долгие годы воюет с этим злом – но победа, увы, не приходит. Специалисты давно поняли: решение проблемы не в борьбе с последствиями, а в превентивной работе с новым поколением.
Встречи с подростками и молодыми людьми в центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова» – многолетняя традиция: с ребятами регулярно разговаривают искренне и откровенно и медики, и правоохранители, и психологи. Медицинское сообщество в этот раз представлял детский нарколог, врач детского подросткового кабинета областного наркологического диспансера Сергей Нечаев: в его функции входит курирование проблемы в средних специальных учебных заведениях Магнитогорска, а также общеобразовательных школах Правобережного и Ленинского районов города.
– По статистике, каждый четвёртый подросток в Магнитогорске хоть раз пробовал какие-то запрещённые вещества, приводящие к изменению психического сознания, будь то алкоголь, никотин или никотиносодержащие препараты, наркотики или другие стимуляторы вплоть до лекарственных препаратов, выпускаемых по специальным рецептам и приобретаемых молодёжью подпольно, – рассказывает Сергей Павлович. – С одной стороны, глобального роста числа наркоманов нет: дети, даже самые хорошие, рано или поздно попробуют нечто запретное. А вот настораживает то, как резко молодеет контингент моих пациентов. Если ещё несколько лет назад, определяя возраст среднестатистического наркомана, мы отталкивались от 17–18 лет, сегодня же ко мне всё чаще попадают 13–14-летние подростки, уже плотно сидящие на «системе».
Говорить, что эта проблема приходит только в социально зыбкие слои общества, нельзя: дети из вполне благополучных семей становятся наркоманами не реже. Причин тому много, в первую очередь, по мнению Сергея Нечаева, сталкивающегося ежедневно с такими случаями, – недостаток, а порой и полное отсутствие взаимодействия родителей и детей.
– Не буду даже подбирать слова: родители стали обращаться со своими детьми, как с домашними животными – главное вовремя накормить, – сетует Сергей Нечаев. – Уже мемом стал отрывок из сочинения третьеклассника, как он провёл выходной: «Мы с мамой и папой позавтракали, а потом до вечера «сидели» каждый в своём телефоне». Воспитательный процесс полностью делегирован учителям, преподавателям колледжей и институтов, социальным работникам… На проблемы, даже явные, закрывают глаза: убеждаю родителей, что их ребёнку необходим курс лечения – ни в какую. А до 15-летнего возраста, когда подросток может принимать самостоятельные решения, я к нему, по большому счёту, даже подойти без разрешения родителей не могу. Если бы дома родители общались с детьми, проводили вместе время, думаю, проблем у общества стало бы меньше – в том числе с наркоманией.
Подростки – народ упёртый, на встречи со взрослыми, тем более поучительные, приходят с внутренним настроем «отстаньте от меня». И пока разговор касается их самих – увещеваний, запугиваний статистикой и уголовной ответственностью, – половина слушателей откровенно пялятся в экраны телефонов, по залу шелестит лёгкий шепоток личных разговоров друг с другом… Но вот психолог Ульяна Зинова переходит к теме родных – и устанавливается звенящая тишина, а все глаза подняты на неё.
– Я знаю одного молодого человека: здоровый, вежливый, спортивный, из очень хорошей семьи, мы общались по-приятельски… – говорит Ульяна Александровна. – И вдруг он пропадает – а позже я узнаю, что он сел в тюрьму за распространение наркотиков. Надолго – больше десяти лет. Это был шок: ты живёшь в своём благополучном мире, и вдруг один из его привычных обитателей, оказывается, связан с преступлением, которое разрушало жизнь ребят, употреблявших распространяемые им наркотики, которое в конечном итоге разрушило и его судьбу, но главное – судьбу его близких. А я знаю его родителей и вижу, как погас свет в их глазах, с какой грустью они смотрят на других молодых людей, будто их собственный сын умер… Это очень больно, когда молодые люди не понимают: ну не всё в этой жизни стоит пробовать, не всем увлекаться. Гораздо круче эмоции от собственного развития, расширения способностей, достижения результатов, выход на успешность… А наркотики, токсические вещества, алкоголь, никотин, игромания не расширяют возможности – напротив, ставят тебя в зависимость. И это совсем не круто.
По словам старшего помощника прокурора Правобережного района Юлии Корыщенко, в её сфере ответственности омоложения контингента, связанного с наркотиками, к счастью, нет: по-прежнему тем, кто попадает под уголовную ответственность за преступления, связанные с наркотическими и иными запрещёнными средствами, в большинстве случаев от 20 до 40 лет. Однако и Юлия Ивановна уверена: чем раньше начать говорить с детьми о проблеме, тем более осознанно они подойдут к своей жизни в будущем.
– Моя задача – донести до подростков, что любое взаимодействие с наркотическими и психотропными веществами на территории России запрещено, – говорит она. – Приобретать, хранить, употреблять, сбывать – запрещено всё. Исключения касаются лишь научных, учебных, лечебных и медицинских целей, но только для организаций, имеющих специальную лицензию. Всё остальное – преступление, влекущее неизбежное наказание. С 16 лет наступает уголовная ответственность, до этого – постановка на учёт комиссии по делам несовершеннолетних и длительная тяжёлая работа со специалистами, в том числе работниками полиции. Говорить о том, что число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось, я бы не стала, но и настоящая ситуация не может успокоить: каждый день в Магнитогорске заводят уголовные дела по этим статьям.
И – да, в большинстве случаев причина, по которой вчерашний ребёнок пошёл по кривой дороге, лежит в отношениях с родителями, отсутствии доверительного общения и своевременной мягкой, но упорной корректировке интересов подростка.
– Телевизор, интернет, кино, ролики для тик-тока – из всего льётся «взрослая» информация, а дети тянутся к этому, – говорит детский нарколог Сергей Нечаев. – Не раз учителя рассказывали, что даже первоклашки, насмотревшись всего этого, потом на переменах играют во взрослую жизнь: приносят из дома сахарную пудру или муку – и, разделив на «дорожки», вдыхают. С одной стороны – шутка, с другой – проецирование себя через несколько лет, привычка к образу жизни. Как результат – детская забава становится реальностью. Статистика это только подтверждает: как я уже говорил, растёт число 13-летних наркоманов, 10-летних алкоголиков… Проблема усугубляется тем, что на территории Росси давно нет так называемых естественных наркотиков – все синтетические, а они вызывают привыкание и изменение коры головного мозга после первого же применения. По сути, у родителей нет временного люфта на исправление ситуации. Поэтому будьте близки вашим детям с малых лет, наблюдайте за ними, знайте о них всё. Иначе может случиться беда.