Книга была и остаётся источником знаний, мудрости, постижения мира. Но как приобщиться к аккумулятору информации человека, если он едва различает зрением сам фолиант или того хуже - мир предстаёт для него лишь в звуках, формах, запахах?
Проблема была решена ещё в 1824 году, когда 15-летний Луи Брайль изобрёл рельефно-точечный шрифт, совершив своего рода революцию. За почти два столетия библиотеки с книгами брайлевского шрифта стали достоянием всего человечества. Они есть в крупных городах страны, не стал исключением и Магнитогорск. Специализированной библиотекой активно пользуются взрослые, но лишь несколько лет назад книги со шрифтом Брайля появились на полках библиотеки-филиала № 6 централизованной детской библиотечной системы, и учреждение стало активно заниматься адаптацией социальной среды для слабовидящих и слепых детей.
Работа коллектива была отмечена на областном уровне: культурное учреждение стало победителем конкурса "Лучшая библиотека года" в номинации "Библиотека - территория равных возможностей".
На страницах городских масс-медиа не раз появлялись публикации, рассказывающие об уникальном культурном учреждении. Победа в областном конкурсе - повод напомнить о проекте, тем более что после реконструкции минул год, и залы пополнились новыми экспонатами, оборудованием.
- В библиотеке около пяти тысяч читателей, среди которых и дети с ограниченными возможностями здоровья, - вводит в курс дела Ирина Михайловна. - Более трёх лет коллектив воплощал проект "Детская библиотека как площадка социальной адаптации для детей с ОВЗ". Работаем со слепыми, слабовидящими и маломобильными группами ребят. В 2018 году проект, участвовавший в конкурсе по партисипаторному бюджетированию, выиграл грант на 1, 8 миллиона рублей, то есть магнитогорцы проголосовали за выделение средств на его поддержку. На эти средства закупили оборудование, помогающее адаптировать детей с ОВЗ, сделали прекрасный ремонт, профинансированный городским бюджетом, что позволило победить в областном конкурсе.
Адаптация территории начинается с парковочных мест для автомобилей. В самом здании продумана каждая, как покажется здоровому человеку, мелочь: вход выложен тактильной плиткой, указывающей направление движения, сооружены удобные пандус и поручни, имеется беспроводная кнопка вызова помощника. В зале установлены тактильные индикаторы, система метаинформации - таблички с рельефно-точечным шрифтом. Для ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата есть инвалидные кресла. В читальном зале - яркая удобная мебель, позволяющая доставать книги, не вставая с диванчиков.
Ирина Михайловна показывает оборудование, игры, позволяющие детям познавать мир. Например, цифровое пианино с заложенными в памяти механизма шестью мелодиями, более 70 книг со шрифтом Брайля: чудесные альбомы сказок, текст которых написан огромными буквами, продублированными шрифтом Брайля. Ребёнок может "рассмотреть" рельефные иллюстрации. Для тактильного изучения предназначены глобус и карта, а игровой набор для раннего развития по методике Фридриха Фребеля, безопасный конструктор, стол с подсветкой для рисования кинетическим песком, сенсорная комната, "колючие" мячики, кольца увлекут и обычных малышей.
15 октября международная общественность отмечает День белой трости, который является напоминанием обществу о внимании к проблемам инвалидов по зрению.
Ростовые куклы помогут стать актёром, сыграть в импровизированном спектакле без всяких репетиций. Надев понравившийся костюм, ребёнок выполняет действия, которые озвучивают взрослые. Театр - в зоне особого внимания, библиотека располагает различными по масштабу и предназначению марионетками. Есть перчаточные куклы, сценки с ними разыгрываются на сцене, как в ярмарочном райке. Имеются куклы для "шагающего" театра, когда героев "надевают" на пальцы. Иными словами, кукольные представления - самый верный способ погрузить ребёнка в сказку.
Ирина Михайловна вспомнила случай, когда девочку впервые привели в библиотеку. Для ребёнка с ОВЗ другой, отличный от дома мир, ассоциируется с больницей, а значит, с болью, слезами. Оказавшись в незнакомом месте, малышка расплакалась, но стараниями сотрудников библиотеки, волонтёров освоилась. Теперь поход в библиотеку стал для девочки днём счастья.
- Возраст читателей - от 0 до 14 лет, - продолжает Ирина Михайловна. - Детей с проблемами зрения в городе не более 20 человек, но мы приглашаем в залы всех ребят. До коронавирусных ограничений в библиотеке работала воскресная студия "Встреча", в рамках которой устраивали литературные утренники, кукольные спектакли, музыкальные праздники. Дети были участниками и зрителями, через игру приобщаясь к книге.
В читальном зале для ребят постарше оборудована компьютерная зона с шестью автоматизированными рабочими местами. Техника оснащена специальными программами и клавиатурой, а видеоувеличитель "Алмаз" поможет прочесть и рассмотреть изображения в книгах и журналах. Компьютерную грамотность помогает освоить студент МГТУ, программист Александр Рожков, на себе испытавший трудности, которые предстоит преодолеть его маленьким ученикам - инвалидам по зрению.
Макеты заданий Магнитки, преподнесённые библиотеке студентами-архитекторами университета, помогут слепым детям познать облик родного города. Этой же цели служит тактильная карта города, созданная представителями детского технопарка "Кванториум". На 3D-принтере ребята "распечатали" знаковые для города здания: монумент "Тыл-Фронту", куранты, памятник "Первая палатка", здание администрации. Карта поможет ребятам увидеть город с высоты птичьего полета, а волонтерам - рассказать историю известных архитектурных объектов.
- Карта и макеты стали экспонатами выставки "Город на кончиках пальцев". Экспозиция интересна не только ребятам с проблемами зрения, но и всем читателям, - резюмирует Ирина Михайловна.
Адаптация окружающей среды для ребёнка с ОВЗ не ограничивается наличием специального оборудования. Прежде всего, это разработка новых проектов, вовлечение в святое дело всё большего круга добровольных помощников.
- Библиотека - не только площадка для инклюзивного развития детей, но и консультационный центр, - продолжает экскурсию Ирина Ротеева. - В прошлом году проводили семинар, оказав информационно-методическую помощь сотрудникам библиотек. В нашем каталоге есть такие периодические издания, которые помогут найти ответы на вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ОВЗ.
Интерактивность библиотеки ярко проявляется в выставке поделок, которые смастерили ребята. Изучив и воплотив идеи книг серии хендмэйд, дети желают, чтобы плоды их труда нашли своих зрителей. Детская экспозиция иллюстрирует, что адаптивная работа библиотеки № 6 более чем успешна - ребёнок не только познает окружающий, но и создает свой творческий мир.