В его создании приняли участие Культурный центр «Век», Объединение городских библиотек и студия Semantic light. Режиссёр и сценарист картины – Игорь Гончаров.
Премьерный показ «Большого…гуманитарного» (12+) состоялся в конце декабря, а первыми его зрителями стали представители общественных организаций, ветераны боевых действий, участники СВО и магнитогорские волонтёры, руками которых вот уже два года формируются гуманитарные грузы для мирных жителей и военнослужащих, находящихся в зоне проведения специальной военной операции. Начиная с 2022 года, Магнитка отправила на СВО 26 гумконвоев – больше, чем какой-либо другой российский город.
– Идея фильма родилась случайно, – рассказывает режиссёр, член Союза российских писателей Игорь Гончаров. – Я ехал на Донбасс с тем, чтобы снять фильм о промышленности Урала и Новороссии, которые исторически тесно связаны. Во время пути до Азовстали, выяснил, что существует такое уникальное, причём в масштабах страны, явление как магнитогорский конвой, но о нём мало кто знает. Увидев воочию первую разгрузку, испытал потрясение. Стало понятно, что об этом должны знать все. С этого момента пришло понимание, что нужно снять о гумконвое и людях, которые его формируют и сопровождают в зону СВО, фильм. Это стало для меня задачей номер один.
«Большой…гуманитарный» – не первая режиссёрская работа Игоря Гончарова. Магнитогорские зрители высоко оценили его документально-художественную ленту «Вариации на тему пустоты, или Дело № 4917» (12+) о магнитогорском поэте Борисе Ручьёве, историко-художественный фильм «Гидра» (12+), посвящённый уральскому казачеству, «Памятник Человеку» (12+) – о жизни народного директора Магнитки Ивана Ромазана, «Невозможное» (12+) – о Магнитке 1930–1940 годов, «Театр как неизбежность» (12+) – о создании и становлении магнитогорской драмы. Были ещё съемки проекта «Видеостихия» (16+), представляющего стихи магнитогорских поэтов, социальной рекламы «Просто так», серии короткометражных картин «Ночь ночей» (16+). И вот новый документальный фильм.
В основе сюжета лежит история длиною в два с половиной года. Это история магнитогорского гуманитарного конвоя, история мобилизованного магнитогорца, история сопричастности и единения – той связи тыла и фронта, о которой жителям нашего города не нужно рассказывать, но важно напомнить. Съёмки фильма начались в мае 2024 года во время сбора девятнадцатого гумконвоя и завершились в сентябре – на двадцать втором конвое. С магнитогорской гуманитарной миссией Игорь Гончаров и оператор Александр Будаков проехали от тыла до фронта и постарались запечатлеть все этапы движения гумконвоя – от момента погрузки в Магнитогорске, до разгрузки на передке. В Магнитогорске к съёмкам фильма подключились операторы Михаил Головочёсов и Александр Истомин.
– Всё начинается с того, что груз собирается в Магнитке адресно и силами ветеранов Афганистана, Чечни и СВО доставляется до каждого бойца. Магнитогорцы передают посылки лично в руки, – рассказывает режиссёр. – Конвой идёт до места назначения трое суток. Две–три фуры по двадцать тонн, забитые под завязку, разгружаются по мере своего продвижения по Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областям. По пути к ним присоединяются грузы от волонтёрских объединений из разных городов России, которые знают: магнитогорские ребята точно довезут груз куда надо. Такая молва идёт о нашем гумконвое, что у нас – всё надёжно.
Однако главная идея фильма всё-таки гораздо глубже, чем просто гуманитарная помощь фронту, в некотором смысле, – это сражение за умы зрителей. Два года длится спецоперация, а многие по незнанию или намеренно живут так, как будто ни в городе, ни в стране ничего не происходит, будто никакой войны нет и в помине. Около трёхсот человек, побывавших на премьере, были едины в одном: сегодня нам как никогда не хватает сопричастности, поэтому фильм о магнитогорском гуманитарном конвое должны увидеть не только магнитогорцы, но и жители всей страны. А те, кто по какой-то причине решил держаться «от всего этого» в стороне, рискуют со временем потерять себя, уверен Игорь Гончаров.
– Какой смысл вкладывал в эту работу? – задумывается режиссер. – Наверное, простой и сложный одновременно: есть у тебя Родина или нет. Других смыслов я не вижу. Для человека важно – гордиться своей страной и своей сопричастностью к её судьбе, тем, что не зря живёшь.
Все, кто причастен к каждому магнитогорскому конвою, не просто везут на передовую или в новые регионы необходимые вещи, медикаменты, продукты питания. Прежде всего, они несут людям любовь и доброту.
Это подтверждает и боец с позывным «Большой», рассказывая, что его позывной никак не связан с могучим телосложением. Дело в том, что на войне нельзя без взаимовыручки, поддержки и… доброты. Люди, которым помогал магнитогорец, всегда благодарили его – «Спасибо большое!», видимо, кто-то услышал лишь часть фразы, и в следующий раз, когда понадобилась помощь, стали искать «Большого».
История магнитогорца с позывным «Большой» – одна из главных сюжетных линий. С начала спецоперации он участвовал в сборе и доставке гуманитарной помощи жителям и военнослужащим в зону проведения СВО. После одной из поездок был мобилизован и отправился на передовую уже в ином качестве.
– Простой русский богатырь, – говорит о своём герое режиссёр и добавляет, что был уверен: таких в современной России уже нет. – Он – часть той истории, которая проходит здесь и сейчас. Конечно, можно было подождать, когда всё осядет и делать фильм по чьим-то воспоминаниям, но время предоставило мне редкий шанс, пообщаться с непосредственными участниками событий и самому стать их частью.
В фильме много героев-военнослужащих. Мобилизованных, добровольцев. Показан их суровый солдатский быт, и не менее суровые фронтовые будни. Однако в первую очередь это фильм о волонтёрах и о таком значимом социальном явлении как волонтёрство. Военные делают свою работу, а вот волонтёры шьют спальные мешки, вяжут тёплые вещи, плетут маскировочные сети, приобретают «медицину», технику, формируют грузы и едут на «передок» или в разрушенные города не по контракту или приказу, а по велению сердца, как бы высокопарно это не звучало. Потому что не могут сидеть дома, когда другим нужна помощь.
Это фильм – погружение, чтобы зритель мог поставить себя на место бойца, гражданского, волонтёра, и пробудить в себе ту самую сопричастность, которой так не хватает современному обществу. Если не показывать того, что происходит на линии боевого соприкосновения и в прифронтовой зоне, то часть общества так и будет жить, укрывшись в своей скорлупе.
– Мобилизация показала, что когда людей вытащили из зоны комфорта, оторвали от привычной жизни, многие, пробыв на передовой какое-то время, изменили свои взгляды, – отмечает Игорь Гончаров. – Теперь их оттуда не заберёшь, потому что они понимают, что ответственны за свою страну, товарищей, семью. Многие, возможно, раньше и не знали этого о себе, и лишь попав в жёсткие условия, смогли разобраться, открыть в себе что-то новое. Только теряя, начинаешь понимать ценность. В фильме звучит мысль, что самое ценное, что есть у человека – это любовь к ближнему. И сохранить её в себе, или открыть – задача каждого из нас.
Показы документального фильма «Большой…гуманитарный» состоятся 10, 14 и 21 января в концертном объединении. Начало сеансов в 18.30. Сбор от продажи билетов пойдёт на формирование очередного гуманитарного конвоя.