Это ежедневный труд на благо тех, кто немощен, нуждается в помощи, моральной, психологической и физической поддержке. Но май в череде событий всё-таки месяц особенный: не зря его называют победным, ведь ветераны, участники войны, тыловики, дети погибших воинов у социальной защиты – на особом счету.
Уже позади был праздник 9 Мая, когда я встречалась с работниками комплексного центра социального обслуживания Правобережного района. Но по звонку, прозвучавшему в кабинете заместителя директора по социальным вопросам Натальи Андрусяк, поняла, что ветеранов до сих пор поздравляют. К примеру, ребята из центра помощи детям «Родник», с которыми сотрудничает центр, приходят к пожилым людям с подарками и концертной программой.
– На обслуживании в Правобережном районе пять инвалидов и двенадцать участников Великой Отечественной войны, – рассказала Наталья Юрьевна. – За каждым из них закреплён специалист для постоянного патронажа. Кроме постоянной работы, доставки продуктов, лекарств, мелких поручений, бывает, они обращаются с просьбами, требующими финансовых затрат. Так, Леонид Селивёрстович Кривенко попросил помочь в установке пластикового окна. Обратились в одну из организаций, оказывающих эти услуги. Узнав, что это для ветерана войны, руководство компании приняло решение поставить окно бесплатно.
Комплексный центр социального обслуживания, конечно, не имеет средств для таких работ. Есть региональная программа, по которой раз в три года ветеран может рассчитывать на то, что в его квартире сделают ремонт. И задача социальной защиты – организация, подготовка документов.
Без внимания не остаются и труженики тыла, и жители блокадного Ленинграда, и бывшие узники концлагерей, и инвалиды, и просто пожилые люди. Только на дому социальные работники бывают у полутора тысяч человек – тех, кому сложно самим себя обслуживать. И в прошлом году, когда вводились строгие ограничения, с ними работали, как обычно – это не тот случай, когда можно было «уйти в тень». Разве что соблюдение санитарно-гигиенических норм по отношению к работникам, которые шли к «надомникам», были ужесточены. Кроме того, пришлось работать в совершенно ином режиме. Вспомнить хотя бы продуктовые наборы, доставка которых легла на плечи социальной защиты. В определённый период это стало едва ли не основным видом деятельности. При этом массовых мероприятий, естественно, не было.
Пандемийный год ознаменовался для правобережного комплексного центра социального обслуживания победой отделения социальной помощи семье и детям во Всероссийском конкурсе «Семейная гавань» с проектом «Школа ответственного родительства» – «Мой выбор». Воспользоваться средствами гранта получилось не сразу: только в этом году удалось провести несколько интересных событий.
– В комплексном центре есть и другие отделения: срочного социального обслуживания, социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной помощи семье и детям, дневного пребывания, – рассказала заведующая отделением срочного социального обслуживания Татьяна Столбова. – Функционал у них, понятно, разный. В 2020 году только в отделении дневного пребывания около полугода заездов не было, остальные направления работали практически в обычном режиме. Плюс принимали заявки по горячей линии на приобретение продуктов, лекарств, оплату жилищно-коммунальных услуг от одиноких пенсионеров района. С началом прививочной кампании социальные работники помогают организовать вакцинацию тем своим подопечным, кто изъявляет желание сделать прививку.
Одна из мер социальной поддержки, которая появилась совсем недавно – оказание единовременной помощи в виде социального контракта. Это касается малообеспеченных, у которых в семье среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, нуждающихся в трудоустройстве, открытии своего дела, получении образования с целью обретения профессии. В этом проекте социальная защита работает в связке с центром занятости. Взаимодействие с другими структурами, организациями, волонтёрами – непременная составляющая работы комплексных центров, необходимая для качественного обслуживания. Это очень важно, потому что порой решение проблемы – в компетенции какой-то другой структуры, а люди привыкли по всем вопросам звонить в социальную защиту. Выслушать, понять, направить – также по части работников центра. Именно поэтому социальные работники стараются сохранить в себе главные для их профессии черты – человечность, заботливость, внимание и любовь к своему непростому делу.