Вопрос жилищно-коммунальных услуг и их оплаты портит настроение людям похлеще любого квартирного – это больная тема для всех. Что происходит в этой сфере, что нужно менять и как действовать жильцам многоквартирных домов, объяснили эксперты на пресс-конференции газеты «Аргументы и факты – Челябинск» (16+).
Напомним: согласно Жилищному кодексу РФ, в нашей стране установлены предельные индексы, выше которых нельзя поднимать плату за коммунальные услуги. Тарифы, по которым рассчитывается оплата, тоже установлены федеральным законом. Кроме того, в Челябинской области действуют льготные тарифы и субсидии.
Однако в целом ситуация с коммунальными услугами, сферой ЖКХ и управляющими компаниями выглядит примерно так: жильцы недовольны ценами и хотят получать больше за свои деньги, в управляющих компаниях понимают, что существующие тарифы не покрывают серьёзные затраты, а менять нужно немало коммуникаций.
– Около половины городской инфраструктуры полностью изношена и требует не «латания дыр» и перекрывания хомутами, а полной замены, – объясняет экономист, доцент ЧелГУ Илья Данилов, проводивший соответствующий анализ. – Только в этом случае у нас прекратятся коммунальные аварии. Проблема в том, что чем дольше мы это оттягиваем, чем больше придётся менять.
Проводить по-настоящему капитальный ремонт вместо локального — дело недешёвое. По мнению экспертов, надо переходить на тарифы, индивидуальные для каждого дома, ведь дома разной степени изношенности и с разной прилегающей территорией требуют таких же разных сумм.
Гендиректор УК «ЮжУралСтройСервис» Михаил Клепиков привёл пример: есть двухэтажный дом 1956 года, там живут 16 человек, каждый месяц они платят восемь тысяч рублей. А только чтобы бойлер поменять, нужно 215 тысяч. Вот и обслуживают такие дома в убыток.
Всё это ведёт к оттоку сотрудников из управляющих компаний, как правило, тех, кто своими руками и ногами решают бытовые проблемы – от дворников до слесарей и сантехников. Хорошим специалистам, как и в любой сфере, нужно платить соответствующую зарплату – иначе они просто уйдут. А вот замену им будет найти не просто - очередей на такую работу нет.
Кроме того, эксперты отмечают, что жильцы безразличны к работе УК, они не откликаются на предложения обсудить важные вопросы на общедомовых собраниях и проголосовать за новые тарифы, которые помогут улучшить состояние дома и территории вокруг него. В идеале управляющая компания должна предлагать жильцам три варианта – дешёвый, средний и дорогой. И объяснять разницу между ними. Управляющим компаниям и жильцам нужно больше общаться и слышать друг друга, а ещё пользоваться всеми доступными инструментами, например, государственными программами, чтобы продолжать поддерживать свой дом на достойном уровне.