Жалобы в соцсетях на коммунальщиков и управляющие компании появляются регулярно. То на качество воды, то на отопление, то на счета в квитанциях. Особенно, когда графа «СОИ» там превышает расходы за сам коммунальный ресурс.
Откуда берутся СОИ, как по ним происходит начисление, разъясняли специалисты управления транспорта и коммунального хозяйства администрации города. Так, каждый собственник жилого помещения в многоквартирном доме является одновременно ещё и собственником доли общедомового имущества, куда входят подъезды, лестничные площадки, подвалы, чердаки, лифты и прочие инженерные коммуникации. И расходы на их содержание также возложены на собственников. Графа в квитанции управляющей компании «КР на СОИ» – это и есть плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Раньше их обозначали как ОДН – общедомовые нужды.
– В состав коммунальных ресурсов, подлежащих обязательной оплате за СОИ, включены: холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия, отведение сточных вод, – уточнили в администрации. – С первого сентября 2022 года вступили в силу изменения в порядок расчётов, что вызывает немало вопросов у жителей многоквартирных домов. Разумеется, обеспокоенность граждан вполне понятна, ведь согласно новому порядку, изменение размера платы за КР на СОИ может отразиться в платёжных документах как в сторону увеличения итоговой суммы, так и в сторону её уменьшения.
Важно помнить: перерасчёт производится только по многоквартирным домам, которые оборудованы общедомовым прибором учёта коммунальных ресурсов (ОДПУ) и где при расчётах платы за КР на СОИ используется норматив.
Раньше плата за КР на СОИ в домах, имеющих общедомовые счётчики, рассчитывалась, исходя из норматива, без перерасчёта, потому как не было утверждённого порядка его проведения. Отныне в первом квартале каждого года управляющие организации будут делать перерасчёт платы в домах, где установлены общедомовые счётчики. Если показания ОДПУ больше, чем сумма показаний индивидуального потребления и начислений КР на СОИ по нормативу в течение года – собственникам выставят доплату. То есть если дом, к примеру, по показаниям водомеров потребителей и по нормативу потратил 6000 кубов воды за год, а по ОДПУ расход составил 10000 кубов, то раньше долг перед Водоканалом ложился на управляющую компанию. Теперь же платить за него должны жители. Некоторые УК приняли решение о перераспределении суммы перерасчета за истёкший год на все месяцы текущего года в равных долях, дабы снять финансовую нагрузку с граждан и, добавим, не шокировать суммами доплат.
Если разница таких показаний отрицательная, потребителям выставят ноль по коммунальным ресурсам, потраченным на СОИ на весь отрицательный объём. Перерасчет не производится, если собственники помещений приняли решение на общем собрании оплачивать КР на СОИ в течение года по фактическому потреблению на основании показаний ОДПУ, а также, если дом не оборудован приборами учёта – в этом случае плата за КР на СОИ производится по нормативу.
Так откуда могут взяться небалансы по сверхнормативному потреблению коммунального ресурса? Во-первых, это прямое воровство нерадивыми потребителями. Сюда относится несанкционированное подключение к внутридомовым сетям (в обход индивидуального прибора учёта), вмешательство в работу внутридомовых счётчиков (установка магнита), несвоевременная передача показаний или их занижение, потребление коммунальных ресурсов незарегистрированными жильцами при отсутствии прибора учёта (платят по нормативу за одного человека, а проживает – 10). Также источником перерасхода могут быть утечки как внутри квартир при отсутствии водомера, так и на внутридомовой сети, входящей в состав общего имущества (при авариях, порывах, а также при плановом сливе ресурса – например, при промывке системы отопления).
Что можно сделать, чтобы снизить расходы на коммунальные ресурсы в многоквартирном доме? Так, управляющая компания должна ежегодно разрабатывать и направлять жильцам предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно провести в МКД, с указанием расходов на их проведение, объёма ожидаемого снижения расходов и сроков окупаемости (данные работы оплачиваются отдельно от содержания и ремонта общего имущества). Также УК должна регулярно проводить текущие, сезонные и внеочередные осмотры состояния общедомовых инженерных сетей в целях исключения протечек и незаконных подключений. Ресурсоснабжающая организация обязана в течение года проводить проверки состояния и достоверности переданных жильцами показаний счётчиков. Собственникам помещений, в свою очередь, следует рационально подходить к расходу коммунальных ресурсов в доме. Рекомендуется оборудовать все жилые и нежилые помещения индивидуальными приборами учёта. По словам специалистов УТиКХ, практика показывает, что в многоквартирных домах, в которых все помещения имеют счётчики, перерасчёт, как правило, отрицательный. Также жители должны оперативно выявлять и устранять течи и неисправности сантехнического оборудования (унитазы, смесители, гибкая подводка) и препятствовать несанкционированному подключению к сетям.
Собственники МКД протоколом общего собрания могут принять решение о распределении всего объёма коммунальных ресурсов (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение), используемых для обеспечения надлежащего содержания имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учёта за расчётный период. Своевременная передача показаний индивидуальных счётчиков также влияет на корректные начисления платы за коммунальные услуги, предназначенные на содержание общего имущества. Если УК не хочет работать над тем, чтобы сокращать расходы на содержание общего имущества, к примеру, не ликвидирует протечки, жители могут пожаловаться на неё в Государственную жилищную инспекцию.
– Только вместе, сообща, объединившись в единый фронт, можно решить проблему со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса, – подчёркивают специалисты. – В связи с этим, жильцы вправе требовать от УК и ресурсоснабжающих организаций исполнения предусмотренных законодательством обязанностей. Если же указанные организации не реагируют на ваши обращения, рекомендуем обратиться с заявлением в ГЖИ Челябинской области. Необходимо отметить, что ресурсоснабжающими и управляющими организациями задолженности за жилищно-коммунальные услуги взыскиваются в судебном порядке, поэтому миф о перераспределении долгов нерадивых должников на добросовестных граждан ничем не подтверждён.
В администрации также напомнили: с целью решения вопросов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в «одном окне», создано бесплатное многофункциональное приложение на базе платформы ГИС ЖКХ – «Госуслуги.Дом», в котором можно передать показания приборов учёта, оплатить услуги ЖКХ, контролировать график работ по капитальному ремонту, направлять заявки в управляющие компании, участвовать в общедомовых собраниях, оценивать качество услуг, предоставляемых управляющей компанией, и получать уведомления о плановых и аварийных работах.