В Челябинской области по виду экономической деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» на 1 января 2022 года насчитывалось 21930 предприятий и организаций, учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов (30,1% от общего числа учтенных предприятий и организаций). В прошлом году среднегодовая численность работников составила 106,4 тыс. человек, что на 1,2% больше, чем в 2020 году. Среднемесячная начисленная заработная плата за 2021 год сложилась в размере 38024,5 рубля (86,9% к среднему уровню заработной платы по области).
В 2021 году по сравнению с предыдущим годом южноуральцы купили на 79,7% больше обуви и на 72,8% — одежды. Снизился спрос на ювелирные изделия (на 29,0% меньше, чем в 2021 году) и ткани (на 18,4%).
За последние 5 лет в области выросла доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли. В 2021 году этот показатель составил 4,6% (в 2017 году — 1,2%).
По данным Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей более 40% южноуральцев для покупок пользовались почтой или заказами через интернет. Чаще всего онлайн приобретали одежду, обувь и спорттовары — 65,8%, предметы домашнего обихода — 36,7%, продукты питания — 29,7%. Половина жителей области старше 15 лет предпочитает делать покупки в магазине лично.
Оборот розничной торговли в январе-мае 2022 года в сопоставимых ценах вырос на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 303414,2 млн рублей.
В мае 2022 года 99,4% всего объема розничной торговли пришлось на магазины и торговые центры. Доля розничных рынков и ярмарок составила 0,6% (в мае 2021 года соответственно 99,7% и 0,3%). В январе-мае 2022 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,5%, непродовольственных товаров — 53,5%. Пищевых продуктов в январе-мае 2022 года в сопоставимых ценах продано на 2,4% больше, чем за тот же период прошлого года, а непродовольственных товаров — на 2,0%,
На конец мая 2022 года объем товарных запасов в организациях розничной торговли был равен 46836,5 млн рублей. При обычном спросе объема этих запасов хватит на 41 день.