За свою историю длиной семь десятков лет – а в будущем году школа искусств № 2 отмечает 70-летний юбилей – это учреждение детского дополнительного образования сменило не один адрес. Нынешним пристанищем её является помещение по адресу: улица Московская, 21, жилой дом, цоколь и два этажа в котором принадлежат храму искусств, располагающемуся здесь уже практически 20 лет. И, по словам директора школы искусств № 2 Елены Галюк, капитального ремонта за все эти годы коллектив не видел.
Несмотря на возраст дома в старой части города и его неудовлетворительное состояние, всё это время здесь проводили лишь косметические ремонты.
Между тем, школа искусств № 2 всегда пользовалась повышенным спросом среди детей, особенно в последние годы, когда одновременно с увлечением информатикой и робототехникой дети вновь захотели развиваться и в сфере высокой музыки. Преподаватели говорят, частенько бывает, что дети приходят сами, без родителей, – записаться на обучение в музыкальную школу. Сегодня воспитанниками школы искусств № 2 являются 330 учеников на девяти отделениях, охватывающих весь спектр музыкальных направлений: фортепиано, струнные, духовые, народные, ударные инструменты, вокал, художественное направление… И конечно же, хотелось, чтобы условия пребывания в мире высокого искусства были соответствующими. Желают этого и коллектив школы, и родители её учеников.
Длинная кропотливая подготовка к ремонту началась в 2020 году: составление проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы – непосредственно к работам приступили в конце апреля 2022-го.
– Как раз к концу учебного года, когда потеплело и воспитанники художественного отделения по большей части занимались на пленэре, начались строительные работы, – рассказывает директор школы искусств № 2 Елена Галюк. – Конечно, пришлось немного потерпеть, ведь работы шли одновременно с занятиями: пока в одном крыле работают строители, в другом проводили уроки. Затем капитальный ремонт длился всё лето: в школе заменили потолок, освещение, оштукатурили стены и нанесли на них износоустойчивое флоковое покрытие, заменили напольное покрытие, провели капитальный ремонт пожарной сигнализации, теперь она у нас «адресная», то есть при срабатывании мы можем точно узнать, в какой именно аудитории пожар или задымление. В новый учебный год мы вошли с практически новым помещением.
Кроме непосредственно строи-тельно-монтажных работ, обновление коснулось и оснащения самой школы: закуплена современная мебель – и офисная, и ученическая, рассчитанная на разные возрасты и виды занятий, новые музыкальные инструменты, учебно-методическая литература, охватывающая все ступени музыкального и художественного обучения – в библиотеке школы искусств № 2 сегодня насчитывается 15953 учебника и нот. Всё это стало возможным благодаря совокупному финансированию городского бюджета, а также региональных и федеральных средств. Оценить работу в школу искусств № 2 приехал глава города Сергей Бердников, традиционно не оставивший без своего внимания ни один кабинет, включая санузлы.
В одной аудитории проходит урок сольфеджио, и детки учатся сложному ритмическому рисунку, усердно отстукивая его на столе. В другой – урок музыкальной литературы, из кабинета доносится отрывок из оперы. На групповых уроках собираются классы до десяти человек, на хоре – в полтора раза больше, потому и аудитория для хорового пения – одна из самых больших в школе, оттуда как раз слышится фортепиано и стройное детское: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить, чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить!..»
Далее – кабинет индивидуальных дисциплин, они небольшие, но и занимаются всего двое: учитель и ученик. В комнатах для струнников на стеллажах выложены скрипки, виолончели, для народников – домры, баяны и балалайки… Елена Галюк объясняет главе города: пока детки только «входят во вкус» учёбы в школе, им выдают инструменты для уроков и занятий. Если детям нравится и они решают всерьёз заниматься, обычно родители покупают собственный инструмент. Однако и в этом случае, бывает, пригождается школьный инвентарь: например, если ученик сразу из общеобразовательной школы должен идти в музыкальную – не с виолончелью же ему утром из дома выходить…
Из соседнего кабинета звучит саксофон – Елена Галюк рассказывает, что особое желание заниматься на духовых инструментах проявляют родители детей с ослабленной дыхательной системой – от осложнений после пневмонии до бронхиальной астмы. И обучение действительно помогает: «натренированые» лёгкие расправляются, проблемы уходят.
– Сергей Николаевич, спасибо вам за ремонт, у нас сейчас такой красивый дом, что сами себе завидуем, – приветствует главу один из преподавателей. – Особенно, когда вспоминаем, в каких условиях сами учились: подвалы, тёмные комнаты, продуваемые окна…
По традиции Сергей Бердников опрашивает учеников, нравится ли им учиться музыке, художествам… Получив положительный ответ, остаётся доволен, с этого и начинает комментарий для прессы.
– Дети идут сюда по зову души, им нравилось заниматься музыкой даже в старых, некомфортных условиях, и это очень трогает, – говорит глава города. – Очень хорошо, что сегодня мы активно создаём условия для занятий детьми и в детских садах, и в школах, и в спортивных секциях, и особенно в школах искусств. Потому что музыка – это формирование души наших детей, она нужна каждому ребёнку. Станет он профессиональным музыкантом или нет – неважно: воспитанный музыкой, человек становится носителем качественно иной, более высокой души и морали, и это самое важное. Прекрасно, что их внутренний мир будет развиваться в замечательных внешних условиях.
Работы в школе искусств обошлись в 15 миллионов рублей, деньги были привлечены из бюджетов всех уровней, но по традиции большая их часть пришлась на городской бюджет.
– Когда региональная или федеральная власть готова выделить нам средства на качественное обновление фондов библиотек, школ искусств и так далее, главным требованием нам выдвигают подготовку базы – то есть качественно сделанный ремонт, чтобы состояние помещения соответствовало получаемому оборудованию, и это, считаю, правильно, – говорит Сергей Николаевич. – Работы будут продолжаться, в том числе и в этой школе: три с половиной миллиона рублей будет выделено на приобретение музыкальных инструментов, в первую очередь электронно-цифровые фортепиано, виолончели, скрипки, ученическая ударная установка, а также смарт-оборудование для групповых уроков, чтобы дети учились музыке, используя новые цифровые технологии.