По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, правительство готовит концепцию изменений в сфере ЖКХ. Без этого не получится планово повысить объёмы вводимого жилья и качество городской среды.
Среди вопросов, требующих решения, называют проблемы ветхого жилья, изношенной инфраструктуры и неполной собираемости коммунальных платежей. В частности, обязательно нужно решить, что делать с аварийным жильём, площадь которого из года в год растёт, несмотря на работающие программы переселения. Необходимо классифицировать, какое жильё нужно капитально ремонтировать, какое реконструировать, а какое сносить.
Старые дыры латать не нужно, лучше построить новые города, предлагает профессор Высшей школы экономики, урбанист Александр Поляков.
– Реконструкция на существующей жилой застройке может привести к коллапсам, которые будут связаны с тем, что участки городской территории будут заняты стройкой, – объясняет эксперт. – Больше половины коммуникаций необходимо будет в определённый момент перекладывать. Можно рядом построить новую инфраструктуру и обеспечить её новыми коммуникациями, а потом постепенно сделать ремонт существующей сети.
Как вариант предлагают: если города расположены на расстоянии меньше ста километров друг от друга, есть смысл их объединить, проложив между ними автомобильные и железные дороги. Так муниципалитеты с населением 200–600 тысяч можно связать в треугольники, которые будут составлять один миллион и более человек, они станут центрами инвестиционного роста. Но в этом случае действительно вопрос расселения стоит немножко по-другому, то есть предполагает расселение в том числе через малоэтажное строительство вдоль таких трасс – до пяти этажей максимум.
При подготовке проекта реформы ЖКХ властям придётся практически полностью перестраивать уже существующие коммунальные сети. И главным принципом должно быть экономичное использование ресурсов, считают эксперты европейского проекта «Цифровые города».
Ещё с Советского Союза во многих муниципалитетах осталась система тепло- и энергоснабжения с якорными предприятиями, когда завод является поставщиком тепла, света и других ресурсов. Но там, где предприятия закрылись, это создало большие проблемы. Поэтому в большинстве случаев ресурсообменная схема, которая существовала между предприятиями и жилыми объектами, уже не работает и крайне неэффективна.
Переход на локальные источники в микрорайонах, где плотность застройки достаточно низкая – мало- и среднеэтажная, – должен предполагать самостоятельные источники теплоснабжения и энергоснабжения, а не централизованные. Там, где высокая плотность населения, возможно сохранение предприятий, которые являются потребителями и одновременно перераспределителями этих систем, то есть может остаться и централизованная, и локализованная система.
Чем хорош второй вариант? Он снижает нагрузку на централизованные системы отведения. При внедрении новейших систем используются принципы регенерации. Предположим, офисное здание производит больше электроэнергии, тепла, в котором нуждается соседний жилой дом. Они могут обмениваться профицитами и дефицитами. Такой принцип планирования территории и запуска проектов важно внедрить непосредственно в систему устанавливающих документов и строительной документации.
Реформа ЖКХ будет принята в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Она предусматривает ввод одного миллиарда квадратных метров жилья и в целом повышение качества городской среды в полтора раза. По подсчётам, теплосети и водопроводы в стране изношены на 60 процентов. На их модернизацию потребуется более одного триллиона рублей. Но источники финансирования пока не определены.