История этого волонтёрского объединения началась в 2022 году, когда в Магнитогорске появилась группа швей и инженеров-конструкторов, которые стали изготавливать одежду и другие необходимые вещи для бойцов, находящихся в зоне специальной военной операции. К ним подключились мастерицы-любительницы, владеющие швейными навыками на бытовом уровне, а следом пришли те, кто обучался кройке и шитью прямо на месте.
– Начинали мы в моём ателье на тридцати квадратных метрах. Кроили огромные спальники в ателье «Дания-Швея» на левом берегу, потом везли на другой конец города, – вспоминает инженер-конструктор Екатерина Белобородова, в недалёком прошлом владелица собственного ателье. – Хотелось помочь нашим ребятам, которые уходили на спецоперацию, не имея при себе практически ничего. Поэтому закрыла собственный бизнес, распустила швей и перестроила работу на производство вещей, необходимых для фронта и, соответственно, для победы. Тогда многие думали, что это временный порыв, но вот уже четвёртый год идёт СВО, а он всё не проходит. Может, сказывается советское воспитание, влияние родственников, прошедших Великую Отечественную войну, или характер. С детства не могу пройти мимо, если нужна помощь, и не только людям, но и животным. Большую поддержку оказал муж, взваливший на себя все хлопоты о семье и финансах, без него я бы не справилась.
Сегодня небольшое ателье Екатерины, состоящее из склада и рабочей зоны, доверху заполнено объёмными деталями, коробками с готовой продукцией и промышленными швейными машинами. Глядя на всё это, не верится, что ещё не так давно раскройные столы здесь пестрили яркими плательными тканями, теперь самая модная расцветка – хаки в различных вариациях.
– Начинали с пошива спальных мешков, потом пошли маскировочные костюмы, термобельё, трусы, футболки, противодронные плащи и одеяла, бандажи, постельное бельё, подсумки под мины, сейчас осваиваем производство покрывашек на гаубицы, – рассказывает Екатерина.
Сейчас батальон «Катюша» – это три мини-цеха, а в скором времени откроется ещё один, где будет организовано производство маскировочных сетей.
Швеи трудятся в несколько смен на безвозмездной основе. Большинство из них не занимались шитьём профессионально: кто-то работает в школе, кто-то – в офисе или на производстве, у каждой – семья и дом. Но это не причина оставаться в стороне, уверены «катюши». Нет времени шить днём? Шей ночью! И они шьют.
– В цехах девочки трудятся круглосуточно, сменяя друг друга, – отмечает Екатерина. – Многие приходят с мужьями, которые помогают по мере возможности. Кто-то как мужская сила, кто-то как водитель, а вот рабочих рук очень не хватает, поэтому мы рады помощникам. Если нет опыта, научим.
…Тихо стрекочет швейная машина. Волонтёр Елена ловко отшивает противодроновое одеяло. Наблюдая за её уверенными движениями, трудно поверить, что швейным ремеслом она овладела не так давно.
– Всю жизнь проработала в торговле, – рассказывает Елена, не прерывая процесса. – Когда началась спецоперация, побоялась предложить свои руки, думала, что тут работают только профессионалы, куда мне со своими скромными навыками. Поэтому какое-то время вязала носки, манишки для бойцов. А не так давно Катя бросила клич, что требуются швеи, и я решилась. Освоила шитьё и теперь прихожу в свободное время, когда на пару часов, когда на полдня. Чувствую ответственность перед людьми, которые выполняют свой гражданский долг, рискуя жизнью.
Спальные мешки в исполнении магнитогорских «катюш» пользуются на передовой большим спросом. Разрабатывая модель спальника, Екатерина и её коллеги постарались учесть сложные боевые условия, в которых находятся бойцы. В результате появился трансформер, который можно использовать для сна, причём прямо на земле, так как он сохраняет тепло до минус тридцати градусов. При необходимости спальник легко превращается в противодронное и антитепловизорное одеяло, обеспечивающее защиту от оптических систем, работающих в инфракрасном диапазоне. Наличие петель по бокам изделия позволяет использовать его как носилки или натяжной защитный противодронный тент в окопах или на открытой местности.
– Разрабатывая модель противодронного плаща, долго не могли добиться, чтобы он не «светил», – рассказывает Екатерина. – Постоянно отправляли на испытание бойцам на передовую, учитывали замечания, дорабатывали. И добились. В месяц отшиваем где-то пятьдесят спальников и очень много противодронок. Наши женщины Роза Бутакова и Людмила Ислямова однажды за два дня изготовили сорок противодронок! Это колоссальный объём. Спальники отшивают две бригады: Галина Кирдякова, Гюзель Карелина, Любовь Нерушева, Татьяна Свиязова. Надомницы Галина и Людмила готовят заготовки.
Магнитогорский маскировочный костюм надевается поверх формы и имеет прорезные карманы на куртке и брюках для быстрого доступа к оружию, боеприпасам и медицинской аптечке. Капюшон совместим с каской или шлемом. Утяжки и регулирующая планка позволяют надёжно зафиксировать его и замаскировать лицо, оставив открытой только зону глаз. Низ брюк снабжён замком и фиксирующей планкой для регулировки объёма штанин.
– Люди несут ткани, старые дублёнки и шубы, из которых мы шьём вещи, которые очень помогают нашим бойцам в холодное время года, – Екатерина достаёт из коробки широкий пояс из старого, но крепкого мутона. – В холодном окопе без этого никак. Пояса защищают поясницу, почки, могут использоваться как сидушки.
Екатерина разработала одежду и для военных корреспондентов. Пообщавшись с журналистами, побывавшими «за ленточкой», она выяснила, какая именно одежда им нужна. В итоге дополнила костюмы напашниками из трёх деталей, чтобы военкорам было удобнее при ходьбе. Кроме того, они сумеют защитить от осколочных ранений. В защитный шлем Екатерина добавила чехол с защитным кевларовым слоем, куда операторы смогут складывать аккумуляторы для видеокамер. Кевларовые пакеты вставила в воротники и напашники.
– Не все понимают, что заставляет нас работать бесплатно, отрывая время от семьи, жертвуя своими увлечениями, личным временем, – признаётся Екатерина. – Крутят у виска, говорят, что бойцы там деньги зарабатывают, но мы понимаем, что так рассуждают люди, не знакомые с реальным положением дел. Никого не переубеждаем, просто делаем своё дело. Приятно, когда бойцы, приезжая в отпуск или на лечение, приходят, благодарят за помощь, но куда важнее осознание того, что наши изделия, возможно, спасают кому-то жизнь. За два года у нас сформировался сплочённый, надёжный коллектив. Могу положиться на каждую из «катюш». Со мной в команде ещё два организатора – Алия Хакиева и Оксана Андронова, на плечах которых лежит работа по закупу ткани, ведению отчётности и группы в соцсетях. Помимо тех, кто трудится в ателье, в батальон «Катюша» входят швеи-надомницы, а также швеи из Верхнеуральска и прилегающих к городу сельских районов. Много семейных пар. Мужчины с удовольствием осваивают если не шитьё, так подкрой или заготовки. Олег Коновалов отлично кроит спальники и подсумки. Перевозка тканей и фурнитуры тоже на них, так как рулоны очень тяжёлые, женщинам не всегда под силу.
Когда приезжают неравнодушные люди из сельской местности, первым делом спрашиваю: какие у них машинки, что хотят шить? Даю разработанные выкройки, лекала, помогаю материалом, оборудованием. Чем больше людей в эту работу вовлечено, тем лучше для наших солдат. Добра много не бывает.
Швеи из батальона «Катюша» подчеркивают: те, кто шьют, – лишь часть большого сообщества. Ведь их работа невозможна без неравнодушных людей, которые перечисляют свои средства на ткани, занимаются закупками, поставками, следят за тем, чтобы хватало и материала, и ниток и чтобы расходники были высокого качества. К слову, сами швеи работают абсолютно бесплатно.
– Самая большая проблема – это финансы. У нас нет спонсоров, в основном помогает население, ТОСы, – подчёркивает Екатерина. – На добровольные пожертвования закупаем ткани, фурнитуру. Готовая продукция расходится мгновенно. Работаем со всеми волонтёрскими движениями, к нам обращаются жёны и матери, которые сами собирают гуманитарку для мужей и сыновей, приходят ребята, которые прибыли с СВО на побывку. Стараемся помочь всем. В голове постоянно сидит мысль: надо больше, надо быстрее. Осознание того, что наша помощь жизненно необходима, помогает не опускать руки, не выгорать, не отчаиваться. О чём мечтаю? Выспаться. В ежедневной круговерти времени на сон практически не остаётся. Поэтому реализую свою мечту, когда закончится спецоперация.



