За последние пять лет произошло триста происшествий из-за неисправности лифтов. А учитывая, что в России каждый пятый лифт со сроком эксплуатации больше 25 лет, есть реальные опасения, что такие случаи могут снова иметь место.
Решить проблему с износом лифтов в домах россиян невозможно только за счёт жильцов, нужна специальная программа на федеральном уровне. Замена лифта – дорогостоящее мероприятие, которое сложно сделать только за счёт средств жильцов и даже при поддержке региональных властей. Поэтому депутаты считают необходимым разработать и принять отдельную федеральную программу по замене подъёмников, причём независимо от того, находится ли дом на специальном или на общем счёте. Программа должна быть обеспечена финансированием из федерального бюджета.
Проблема очевидна: состояние лифтового хозяйства в регионах оставляет желать лучшего. Износ очень большой, регионы самостоятельно не справляются с решением этой задачи. При этом то и дело в стране случаются аварии с подъёмниками. Так, недавно в Санкт-Петербурге произошло падение лифта в 24-этажном доме по Новгородскому проспекту. Пострадали трое, в том числе ребёнок. Предварительной причиной падения названа перегрузка, в результате которой подъёмник сел на буфер ниже уровня первого этажа. В прошлом году в Нижнем Тагиле серьёзную травму получила молодая женщина, которую зажало в лифте. Малыш, коляску с которым она закатила в лифт, не пострадал.
К слову, лифт – не самостоятельное техническое устройство. Он входит в состав многоквартирного дома, и на управляющую организацию возлагаются обязательства, связанные с его безопасностью. Должны соблюдаться определённые технические регламенты – это, кстати, касается любого оборудования, инженерных систем и сетей, находящихся в доме. В функционал управляющей компании входит заключение договора об обслуживании лифтов со специализированной организацией. В документе прописывают множество нюансов. Должны фиксировать результаты как плановых, так и внеплановых проверок по жалобам жителей на работу лифта: в чём состояла жалоба, какая проблема выявилась, кто и как устранил и когда. Если жалобы игнорировали – это нарушение 161-й статьи Жилищного кодекса о том, что гражданам должны быть предоставлены безопасные и благоприятные условия проживания.