Настя выходит на остановке из общественного транспорта и направляется в сторону дома, а там верный пёсик, той-терьерчик, начинает беспокоиться и ждать. Когда девушка поднимается в лифте, Чапа занимает позицию у двери. Встречает любимую хозяйку.
Девушка имеет группу инвалидности по редкому генетическому заболеванию. Отсюда – особенности здоровья, телосложения и характера: невероятная доброта, когда не видишь подвоха в словах, не воспринимаешь злой иронии в свой адрес и веришь каждому. Спокойствие и доброжелательность, тщательность выполнения всех действий, благодаря которым Настя окончила девять классов и колледж по направлению подготовки «делопроизводство», а затем с удовольствием вышла на работу. Но после испытательного срока договор не продлили. Работать с документами девушка может, всё будет сделано очень аккуратно. Но для этого операция должна быть однотипной, и Насте требуется много больше времени, чем работодатели готовы ждать. Синдром наделяет и ментальными особенностями.
Социум не всегда терпим к особенным людям
Мы смело говорим «не всегда», потому что ситуация начинает меняться. Магнитогорск активно развивается и в этом направлении. При содействии благотворительного фонда «Металлург», а также при поддержке и финансировании из средств гранта губернатора Челябинской области открыла двери учебно-тренировочная квартира. Проект с названием «Вместе в самостоятельную жизнь» реализует центр социального обслуживания населения с говорящим названием «Забота Магнитки».
Хорошее слово забота. Много в нём смыслов. Заботиться о людях с ментальными особенностями для родителей и других законных представителей часто означает – всесторонне опекать. Наставлять приходится намного дольше: повторять не пять раз, а 25, проверять, поправлять нетвёрдую в моторике руку. Проще сварить суп и поставить на стол перед ребёнком, удобнее самим сложить его вещи, чем научить неповоротливый ум следовать алгоритмам. И родительские чувства детскому развитию немного мешают: сына или дочь жаль, не хочется напрягать. В этом смысле тренерам учебно-тренировочной квартиры, которыми стали и приглашенные специалисты и социальные работники «Заботы Магнитки», проще. Они прошли стажировку, научились работать с особенными людьми, знают, какая цель должна быть достигнута. Сегодня учимся варить лапшу, а завтра – делать тортилью. В конце недели идём в многофункциональный центр или в библиотеку.
Проект охватил заботой 20 молодых людей, инвалидов и не только. Все они в возрасте от 18 до 30 лет и с ментальными особенностями. Уровень нарушений в функционировании психических познавательных процессов разный. Иной и свой возраст не помнит, и считает в пределах десятка с трудом. Другие, как Настя, более развиты.
Наша героиня, Настя Иванова, и программу колледжа освоила. Мама Наталья педагог, вложившая в реабилитацию дочери всё свое огромное сердце, говорит: «Мы и дома Настю готовить учим. Но, например, духовкой пользоваться не доверяли. После окончания занятий в проекте видим прогресс: всё получается у неё, медленно, очень неспешно, но ведь с большим объёмом справляется. Стала проявлять инициативу в домашних делах. И эти бытовые действия – только часть нашего личного успеха. Насте очень важны компания, общение, обретение веры в себя».
Как водится, семья с особенным ребёнком женская, состоит из дочери, мамы и бабули, Раисы Ильиничны. Из «мужчин» – тойчик Чапа. Папа с испытаниями совместного проживания не справился: всё пытался строго «воспитать» дочь. Но как повлиять на генетически заданные особенности? Наталья приняла решение, что при раздельном проживании им всем будет лучше. Никто не отказался. Что ж, пусть каждый выбирает свой путь и найдёт на этом пути счастье.
Трио, состоящее из бабули, мамы Наташи и самой Насти, при общении производит впечатление счастливого. Непростое это счастье, обретённое путём принятия. Так распорядилась жизнь, ничего не изменить. Можно только улучшить и украсить сегодняшний день. И подготовиться к встрече дня завтрашнего. Чем и заняты, в том числе – в проекте «Учебно-тренировочная квартира: вместе в самостоятельную жизнь». Самостоятельная как по самообслуживанию, так и в финансовой грамотности. Нужно уметь рассчитать траты на жизнь, на приготовление конкретного блюда. Специалист по финансовой грамотности в проект также был включён.
Психолог проекта Наташа Колобова отмечает: «Вижу, как важна поддержка родителей. Когда они с нами на одной волне, выполняют домашние задания, не пропускают занятия, результаты более выражены. Все ребята разные, со своими возможностями – а мы подстраиваемся, вносим коррективы в программу обучения. Меняем, усложняем блюда для приготовления, посещаем новые объекты городской инфраструктуры».
– Настя, что научилась готовить? Какие новые блюда освоила? – спрашиваю девушку на своеобразном «выпускном» для четвёртой группы проекта.
– Пиццу и раньше с мамой готовили. А здесь тортилью делали. И пиццу тоже. Я всем довольна. Мы были вместе и очень старались.
На столе, накрытом к финальному чаепитию, тоже стоит итальянская лепешка. Ароматный чай, пироги, пирожное и неповторимая аура. Рядом с Анастасией особенно приятно. Она словно обнимает своим теплом. В лучах спокойствия девушки согреваешься и успокаиваешься. Приходят вопросы: «Куда я бегу»? и «Много ли нужно для счастья?» И ответы на них: нужны семья и умение любить близких, принять себя. Для победы же достаточно осознания: я делаю всё, что могу. Настя научила этому за короткий разговор, который стал для меня одним из серьёзных жизненных уроков.
– Какая пицца лучше? Которую вы делали? Или повара?
– Своими руками всегда вкуснее, – поддерживает беседу сидящий рядом Женя. Его речь чуть неровная, необычная. Но доброжелательный взгляд парня и особенная расположенность всё искупает. «Ментальщики» – люди благодарные. И своим близким, и посторонним, кто внимателен к их потребностям и нуждам.
Они рядом. Мы все не додавали им внимания. Им самим и их мамам, верящим и не предавшим. А ведь внимание и забота открывают новые возможности. Так пусть проектов, подобных реализуемому в «Заботе Магнитки», будет больше.