На площади Народных гуляний в ряд выстроились автобусы с логотипом автотранспортного управления ПАО «ММК» и знаком «Дети». Рядом, ориентируясь на таблички в руках вожатых, по группам кучкуются дети, пока родители сдают дорожные сумки в отдельный грузовичок. Стартует четвёртая смена в «Уральских зорях» – именно туда вскоре будут держать путь автобусы с детьми. На следующий день заедут дети и в «Горное ущелье».
После пандемийного 2020-го, в прямом смысле забравшего у детей загородный отдых, а потом санитарно-ограниченного 2021-го, когда лагеря можно было заселять всего на 75 процентов, спрос на путёвки в лагеря ММК не просто ажиотажный – запредельный. Особенно если учесть, что два года действует государственная программа кешбэка за взрослый и детский отдых.
– Даже полная стоимость трёхнедельного пребывания ребёнка в «Горном ущелье» и «Уральских зорях» с пятиразовым питанием, пребыванием в комфортных условиях и разнообразной образовательно-развлекательной программой, когда у детей нет буквально ни минуты на безделье, не кажется сногсшибательной – чуть больше 30 тысяч
рублей, – говорит старший менеджер по маркетингу ДООК ПАО «ММК» Ольга Одер. – Государство возвращает родителям половину этой стоимости. Для детей работников Группы компаний ПАО «ММК» работодатель и профсоюзный комитет сохранили и собственные льготы, в результате чего путёвка на три недели может обойтись всего в две с половиной тысячи рублей.
Ещё в прошлом сезоне работники детского комплекса «отбивались» от сотен звонков с возмущённым: «Как понять – путёвки закончились? Что – прям совсем?!» Поэтому летом-2022 решили охватить максимально возможное число детей. Вместо четырёх смен длительностью по 21 дню сделали пять: одну – три недели, две – на 18 дней и две – на 14. Это помогло увеличить загрузку лагерей более чем на полторы тысячи человек – ровно столько принимают оба лагеря в течение каждой смены. И, тем не менее, желающих отдохнуть в «Уральских зорях», «Горном ущелье» и спортивно-туристическом «Скифе» оказалось больше, чем обычно. Даже с учётом снятия санитарно-эпидемиологических ограничений: в этом году заполняемость загородных лагерей в России разрешена на уровне ста процентов.
– Традиционно начинали продажу путёвок ещё в зимние месяцы, поэтому получать звонки от желающих их приобрести начали ещё в январе, – рассказывает Ольга Леонидовна. – Но в этом году продажи «придержали», ожидая старт обещанной государством кампании по кешбэку. Как только правительство объявило о вступлении – начали сбыт.
Путёвки «разошлись» за считанные месяцы. Особенно горячей порой оказались дни, когда программа кешбэка, пользующаяся ажиотажным спросом среди россиян, была финансово исчерпана и объявлена сворачиваемой раньше срока.
Если в обычном режиме выкуп путёвок родителями начинался за 21 день до каждой смены, то в этом сезоне за неделю пришлось «продать» всё лето сразу.
Специалисты ДООК работали буквально сутками, выставляя счета и призывая оплатить их до определённого числа, чтобы к моменту закрытия программы кешбэка платёж успел «пройти». Ольга Одер улыбается: успели.
Ещё одна причина «умножения» числа смен – индивидуальный подход к особенностям детей. Несмотря на смягчение санитарно-эпидемиологических правил, ограничения всё же остались – например, запрет на общение детей с родителями в течение смены. Как и в прошлом году, мамам и папам было разрешено лишь передавать отдыхающим подарки, оставляя их у администраторов лагерей. Чтобы не травмировать психику детей, для их общения с родителями расширили время пользования телефонами и гаджетами, на территории лагерей увеличили число роутеров, усилив тем самым сигнал вай-фай. И всё же детки переживали – особенно малыши.
– Младшие школьники не привыкли расставаться с родителями на три недели, поэтому они выбирают двухнедельный отдых, – рассказывает ведущий специалист по научно-методической работе ДООК ПАО «ММК» Оксана Савельева. – Да и спортивным отрядам, много лет приезжающим к нам на предсезонные сборы, для вхождения в форму достаточно 14 дней. Те же, кто предпочитает более длительный отдых, выбрали смены на 18 и 21 день. Особенно если речь идёт о приезжих детях, а география проживания отдыхающих у нас детей широка: долгосрочный договор с нами заключили Челябинская и Свердловская области, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ.
По собственной же инициативе в «Уральские зори» и «Горное ущелье» едут со всей страны: москвичи и санкт-петербуржцы, например, очень любят сплавы по башкирским рекам и приезжают отдохнуть в «Скиф». Много детей, переехавших из Магнитогорска в большие города с семьями, ностальгируют по родным местам, друзьям и с удовольствием встречаются с ними в загородных центрах комбината. Приезжали для этого в Магнитогорск и совсем издалека – отдыхали у нас дети и из Калининграда, и даже из Владивостока и с Камчатки.
К третьей смене родителям-таки разрешили встречи с детьми – но, согласно правилам, только на специально отведённой для этого территории и не более получаса. По словам воспитателей и вожатых, стало совсем спокойно: дети расслабились, родители перестали переживать, количество тревожных звонков в разы сократилось. Так что отправляющие отдыхать своих чад в августе расслабленно стоят возле автобусов – разве что обнимают и нацеловывают сыночков и дочек куда чаще, чем обычно.
– Пап, ещё на ручки возьми, – хохочет семилетняя Даша, специально для поездки в лагерь сделавшая себе афро-косички. – В прошлом году так у Евы было, в этом году я сделала.
Дреды и выбритые затылки, афро-косички и кислотно-зелёные волосы – современных тенденций на площадке не счесть, дети-то нынче пошли продвинутые. Некоторые – настолько, что «освободили» родителей от необходимости приезжать к ним на встречи.
– Мам, ну что ты будешь напрягаться? Умру, я, что ли, две недели без конфет ваших? Да там кормят на убой, – обнимает со смехом родительницу подросток выше матери на голову. – Ну хочешь – руб-лей пятьсот мне дай, в буфете буду «откармливаться» мороженками.
Почти каждый второй привёл на «проводы» питомцев, которых дети наглаживают с особенным трепетом перед расставанием. Хаски и той-терьеры, колли и мопсы «зализаны» своими маленькими и юными хозяевами так, что начали протестно потявкивать.
– А нас родители не провожают, мы сами, – позируют фотографу четверо подростков лет 16–17, кажется, из танцевального отряда. – Мы каждый год ездим то в «Зори», то в «Ущелье» – нам нравится: от родителей отдыхаем, со своими друзьями общаемся, с новыми ребятами знакомимся. Жить комфортно, кормят вкусно, какие-то «движняки» постоянно – мероприятия, танцы, соревнования… Круто, в общем!