Профессиональный помощник по уходу. Профессиональная сиделка. В этом качестве социальные работники нашему обществу не слишком привычны: ещё десять лет назад они в основном занимались доставкой продуктов на дом людям с проблемами со здоровьем. Сегодня социальные работники осуществляют полный уход, включающий смену нательного и постельного белья, гигиену тела, помощь в приготовлении пищи – перечень включает до 36 услуг.
Как это работает в Магнитогорске? Кураторство государственного или частного учреждения выбрать? Как сделать так, чтобы нуждающиеся в уходе получили его в полном объёме, а сотрудники не выгорали? Важные вопросы обсуждаем с директором частного учреждения благотворительного фонда «Металлург» – центра социального обслуживания населения Нурсилёй Бачуриной.
Немногие знают, что получить услуги социального работника могут не только совершенно одинокие граждане. Если дети живут в других городах, в отдалении, или даже семья проживает вместе, но родственники не имеют возможности осуществлять уход постоянно, так как работают, – можно оформлять услуги помощника. Больной слаб, имеет инвалидность, парализован, очень стар – тоже можно обращаться за помощью. Перечень услуг и индивидуальную программу ухода будут реализовывать социальные работники после получения заключения медиков. Все условия в договоре пропишут курирующие специалисты, они же станут разрешать возникшие вопросы.
Самое важное. По одним и тем же ценам вы можете заказать услугу как в муниципальном комплексном центре социального обслуживания населения, так и в частном. В Магнитогорске это центр социального обслуживания населения. Он создан при фонде «Металлург», уважаемом, с репутацией, весомой историей деятельности и благотворительности.
– Есть ли разница в ценах на обслуживание?
– Принципиальной нет, расценки одинаковые. Мы работаем в рамках субсидий и заказов министерства социальных отношений Челябинской области. Прайс для получателей услуг общий – по государственным стандартам. Но так сложилось, что к в наше учреждение чаще всего обращаются более сложные клиенты. Те, кто нуждается в полном уходе. И так как мы являемся некоммерческой организацией, то расширили спектр предложений и услуг, которые мы оказываем нашим клиентам, – за счёт средств субсидий и грантов разных уровней.
– Какая нагрузка у сотрудников?
– У всех разная: у сиделки в день может быть только два уходовых клиента, до обеда один лежачий больной и во второй половине дня другой. С каждым проводит четыре часа. Моет, меняет подгузники, кормит. Сиделки работают и по выходным, и по праздничным дням. У части сотрудников более простые варианты обслуживания, например, доставка на дом или помощь в приготовлении пищи, уборка. «Закупные», как мы их называем, клиенты для социального работника предпочтительнее. Здесь соцработники заняты по стандартной пятидневке. Казалось бы, просто: купил товары и доставил. Но тут есть свои трудности. Пожилые люди капризны: то качеством недовольны, то ценой, то купить нужно что-то особенное, любимое. Представьте историю доставки вкусных для бабули пельменей в левобережном посёлке? От Карадырки за ними нужно ехать на гортеатр.
– И как это происходит?
– Наши сотрудницы придумывают варианты. Работают с мужьями: едут на личном домашнем автомобиле на закуп. Или управляют транспортом сами. Конечно, такой обязанности нет, но часто отказать сложно. Бабушки и дедушки на обслуживании по многу лет, социальный работник и подопечные становятся почти родными.
– Что вы делаете, чтобы сохранять штат? Чтобы девочки не уходили за более лёгкими деньгами?
– О ваших словах «лёгкие деньги». Честно говоря, я не знаю лёгких способов зарабатывания денег. И сама начинала работать именно социальным работником в поквартирном обслуживании. Сегодня уверена, что эта профессия не самая тяжёлая и по ряду позиций предпочтительна для женщин. Во-первых, при малейшей возможности мы меняем траекторию, чтобы было удобно перемещаться. Ищем варианты ближе к месту проживания сотрудника. Сегодня в отрасли хорошая заработная плата – государство много внимания уделяет престижу профессии. Мы также обучаем уходу.
– Обучать уходу? Этому учат?
– Поясню. Поднять человека в постели можно, рискуя состоянием собственной спины, а есть специальные приспособ-ления и правила их использования. К нам приезжают специалисты и эксперты, которые показывают простейшие и удобнейшие приёмы переворачивания, мытья, смены белья, кормления и так далее. Мы постоянно учимся: 20 наших сотрудников получили свидетельство о подготовке «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». По направлению министерства социальных отношений области 28 человек прошли курсы «Актуальные вопросы организации деятельности по уходу» на базе медицинского колледжа Челябинска. Более того, мы проводим и психологические тренинги, где обучаем общению с разными типами людей, умению найти подходы, работать с собственными эмоциями, раздражением, усталостью. У нас есть система общих мероприятий, которые мы проходим совместно с муниципальными комплексными центрами по обслуживанию населения. Куда бы ни обратился человек за социальными услугами, уровень их оказания будет высоким и качественным.
– Ухаживать за людьми непросто?
– Тяжёлые моменты в любой профессии чередуются с радостными. Так и в социальной работе. На оперативках девочки рассказывают о тёплых и радостных минутах общения. О том, как бабушки поддерживают добрым словам, делятся мудростью и человеческим теплом. Мне кажется, случайные люди у нас не задерживаются: объём и качество работы видно почти сразу. Кто точно не готов помогать людям, уйдут. Своих, выбравших путь помощи людям, мы всячески поддерживаем. Сейчас, например, в рамках субсидий министерства социальных отношений Челябинской области реализуем социально значимый проект «Забота о профессионалах». Походы в театры, выезды на природу, тренинги, оздоровительный массаж, обучение навыкам младшей медицинской сестры, фирменные шоперы и многие другие полезные для работника вещи.
– Как обстоят дела с графиком работы?
– Наше учреждение берёт на обслуживание жителей дома «Ветеран» – здесь работают бригадами, и пятидневка у одних может чередоваться с графиком «сутки через трое» у сиделок. Дело в том, что в доме есть лежачие, которые не могут оставаться без присмотра. У основной массы сотрудников пятидневка, и она удобна тем, что рабочий день можно спланировать. Он точно заканчивается в 17.30. Ночные звонки от подопечных есть, но это исключение из правил. Нет аврала и ажиотажа, как, допустим, в медицинских учреждениях при нехватке персонала, когда на смену вызывают буквально по звонку. При необходимости девочки заменяются. Отпуск, больничные, график – всё строго по Трудовому кодексу. Конечно же, этого мало для создания надёжного коллектива. Мы делаем больше положенного штатному работодателю: материальная поддержка к печальным и радостным событиям в жизни, дополнительный отпуск для восстановления и многое другое. Мне кажется важным учитывать жизненные обстоятельства сотрудников и помогать. Здесь работают не с бездушными механизмами, а с людьми. И чтобы прийти к другому человеку, самому нужно быть спокойным, защищённым и по возможности счастливым.
Беседовала Ольга Устьянцева