Происходит очередной вброс «бумажек», которые, если пристально не вглядываться и сильно не задумываться, потребитель вполне может принять за официальный, легальный, «заправдашний» документ.
Пишут по-серьёзному: ссылаются на федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102 «Об обеспечении единства измерений» и постановление правительства страны № 354, по которым индивидуальные приборы учёта воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, а иначе, мол, ваши счётчики станут непригодны для учёта водопотребления. Что тут сказать, грамотные товарищи и законы упоминают реальные. Но на этом из реальности, пожалуй, и всё. Остальное – чистой воды развод на деньги.
Давайте обратимся к истории вопроса. Оплата услуг ЖКХ – значительная статья расходов бюджета многих россиян. И всё, что с этим связано, особенно изменения, касающиеся дополнительных трат, вызывает лёгкое содрогание. Именно для того, чтобы сэкономить, в коттеджах ли, в квартирах ли, мы устанавливаем приборы учёта горячей и холодной воды. Они позволяют фиксировать действительный расход и не платить за коммунальные услуги по завышенным нормам. Поверка счётчиков воды – действительно обязательная процедура, которая удостоверит их исправность, подтвердит точность фиксации потребляемой воды, поможет выявить повреждения и неполадки в работе.
Со временем любое измерительное оборудование становится менее точным. Среди основных причин ухудшения работоспособности водомеров специалисты называют низкое качество комплектующих деталей или нарушения во время сборки, износ или повреждение счётного механизма, высокое содержание в воде металлов, солей, песка, частиц ржавчины, других твёрдых примесей и даже большой период простоя, когда жильцы уезжают и не пользуются водой. Именно для того, чтобы убедиться, что прибор работает как новенький, не «косячит» с показаниями, и существуют поверки.
На производстве для каждого счётчика запланирован период гарантийной работы без поверки и крайний, когда пора прибор менять. Действующие устройства поверяют в срок, который установлен производителем и указан в техническом паспорте. Обычно межповерочный интервал составляет четыре года для счётчиков горячей воды и шесть лет – для холодной. В продаже также встречаются модели с другими сроками.
Если видите, что появились потёки, есть повреждения корпуса – прибор нужно менять. Если всё в порядке – вовремя поверяете и меняете лишь по завершении срока службы. В случае пропущенного срока поверки для расчётов используют среднюю норму потребления. Из-за завышенных показателей часто сумма оплаты больше
в два-три раза. Поэтому для экономии важно соблюдать сроки поверки. Вот на этом и играют конторы, которые присылают подобные рекламные проспекты, – да-да, это реклама, и ничего больше, как бы вас там ни смущали какие-то таблицы с цифирью, – это исключительно попытка психологического воздействия на доверчивых граждан.
Законодательство не ограничивает собственника при выборе исполнителей для демонтажа и установки счётчиков воды.
Работу можно сделать самостоятельно или воспользоваться услугами специалистов сторонних организаций. Однако акт ввода в эксплуатацию составляет и подписывает представитель управляющей компании. То есть вам всё равно придётся вызывать специалиста своей управляющей компании.
Если счётчик снимают для поверки, то на его месте устанавливают шланг для подачи воды в точки разбора. Во время отсутствия прибора расчёт потребления ведут по средним нормативам. После установки, опломбирования и ввода водомера в эксплуатацию расход определяют по показаниям. Помимо передачи счётчика для поверки в специализированную компанию, эту процедуру, предусмотренную законодательством, можно проводить в квартире или в доме. Для этого используется компактное оборудование. Это значит, что не нужно демонтировать прибор, что сэкономит время и позволит обойтись без затрат на снятие и установку. При проведении испытаний в квартире или в специализированной организации выдают акт единого образца. Главное – наличие лицензии у проверяющей компании и документальное оформление исполнителем услуг.
И вот здесь самое время навести справки о компании, которая рассылает рекламные проспекты. Всё, что удаётся узнать из доступных источников: «ЖилСервис» – это фирма, основным видом деятельности которой является сделки с недвижимостью. Но и в дополнительных разрешённых видах – ни слова о коммунальных услугах. Остаётся лишь предположить, что кто-то нагло использует имя официальной компании в корыстных целях. Причём делает это не впервые, меняя периодически форму бланков.
Если вы законодательно подкованный гражданин, который тут же поймёт, по какому назначению можно такую бумажку использовать, – хорошо. Если же вдруг сразу не порвали и не выкинули, попробуйте пойти логическим путём. Найдите документы на свои водомеры и посмотрите – когда истекает срок поверки и годности приборов. Нет документов? Не беда. Сегодня управляющие компании в этом вопросе держат руку на пульсе, и если бы ваши счётчики подходили к сроку поверки, вам уже не раз об этом бы написали на квитанции – загляните в свои платёжки. Ещё один способ – воспользуйтесь сайтом mgn-city.ru, где в личном кабинете есть данные по вашим водомерам – от последних показаний до срока годности.
Конечно, назвать людей, рассылающих такие «извещения», мошенниками могут лишь правоохранительные органы, и то – оценив их деятельность с точки зрения возможного или нанесённого ущерба. Но ведь мы-то с вами любую попытку несанкционированно залезть в наш карман (а это оно самое и есть) расцениваем как противоправное действие. Но в данном случае выбор за нами: дать себя развести или проявить бдительность и всё проверить.