Первую отправку запланировали на вторую половину апреля – команду составят примерно из десяти человек. Кажется, такими темпами военкомат может не просто выполнить, но и перевыполнить план, однако служить молодые люди желают не поголовно. Справится ли Магнитогорск с набором срочников? Этого никто не знает. Но весенняя призывная кампания-2023 стартовала вполне успешно.
Очередной призыв начался 1 апреля и практически ничем не отличается от призывов прошлых лет. Сотни молодых людей от 18 до 27 лет стекаются ежедневно в военкомат на проспекте Ленина, 8, там же проходят медкомиссию и, если в суде не оспаривают решение по отправке, в назначенный день, обычно уже бритые наголо, грузятся в микроавтобусы в сквере Патриотическом, чтобы через год выгрузиться из электричек на вокзале. Но есть и новшества, которые, например, дембелям, отслужившим пять – десять лет назад, сразу бросятся в глаза, реши они по причине, им только и ведомой, вдруг навестить родной военкомат в эту жаркую пору.
На входе теперь рамка стационарного металлодетектора, который срабатывает как будто не на металл, а просто на человека – угрожающе загорается красным и пищит, видимо, на каждого, кто к нему приближается. Затем дежурные полицейские очень тщательно осматривают сумки, ранцы, рюкзаки и на всякий случай ещё раз сканируют посетителей от головы до пят другим металлодетектором – ручным и куда более разборчивым.
Далее снова привычная картина: призывники подпирают стены или сидят на лавках, а кому не досталось место и лень стоять – на полу в позе лотоса. На лицах можно разглядеть все стадии неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие. И также встречаются воодушевление, радость и даже счастье. Счастливый, правда, был замечен всего один – его мечта исполнится 18 апреля, когда тот отбудет в войска. Парень получил документы и, предвкушая новую жизнь, буквально выпорхнул из кабинета, где заседала военная комиссия.
Следующим, кого пригласили в кабинет, оказался юноша, лицо которого выражало принятие, и этого состояния он достиг, по всей видимости, без прохождения четырёх других стадий. Восемнадцатилетний юнармеец Кирилл Воронин предстал перед военным комиссаром Григорием Косенком и его коллегами по призывной комиссии в ярко-синем берете, такого же цвета поло, песочных брюках и ботинках. Отточенным движением Кирилл приложил правую руку к голове, доложил, что прибыл и в целом готов, встал по стойке смирно. Юноша пожелал служить в Ракетных войсках стратегического назначения, но военком возразил – не подходит по категории годности. Наверное, любой другой призывник демонстративно огорчился бы, но не Кирилл Воронин. Он и эту новость принял стоически.
– В юнармии я три года, это военный патриотизм, и мне понравилось служить Родине, – рассказал юноша. – Мы участвовали в военно-патриотических соревнованиях, занимались сборкой и разборкой автомата… Я не расстроился, что меня не приняли в РВСН, ведь оказался годен для Военно-космических сил! Хотя всё-таки хотелось в РВСН…
В зависимости от того, как пройдёт год в армии, Кирилл подпишет контракт, поступит в военный вуз, чтобы строить карьеру в этом направлении, или же вернётся домой и освоит гражданскую специальность.
А в другом конце военкомата коротал время в одиночестве ещё одни 18-летний призывник. Его зовут Александр, и он пребывал в стадии отрицания.
– Служить я не хочу, но пришла повестка, и не стал скрываться, где-то пересиживать, потому что считаю, что надо действовать строго по закону, – рассказал Саша. – Постараюсь поступить в высшее учебное заведение, чтобы получить законную отсрочку.
Не желающих и тем более явных уклонистов, по словам военного комиссара Григория Косенка, стало значительно меньше, а патриотично настроенных юношей – больше. Хотя ещё два года назад, как рассказывал предшественник нынешнего военкома Николай Кобзев, ребята не только патриотизмом не отличались, но и, к примеру, из 200 призывников 142 человека подали тогда жалобы, не согласившись с решением комиссии, что должны пройти срочную армейскую службу.
– В этот призыв есть люди, которые написали заявления на альтернативную гражданскую службу, мы их рассмотрим на комиссии и будем принимать решения, – подытожил Григорий Косенок. – Постоянно проводим беседы с парнями, причём не только во время призыва, они сами обращаются с вопросами. Уточняем их взгляды, в том числе и на жизнь в России, то есть патриоты ли они, какие книги читают, фильмы смотрят. Могу сказать, что 90 процентов ребят настроены патриотично и желают проходить военную службу.
Весенняя призывная кампания завершится обычно – в середине лета.