Статистика неумолима: психосоматические расстройства последние несколько лет уверенно вошли в топ-пять самых распространённых болезней на земле. Только депрессией в мире сегодня страдают более 265 миллионов человек, и число это с каждым годом растёт. Увеличиваются также показатели болезни Альцгеймера, умственной отсталости и ментальных расстройств. Кстати, рост этот обусловлен не только повышением динамики жизни и уровнем стресса, но и улучшением диагностики: говоря проще, то, что ещё вчера трактовалось обществом и врачами как «странный характер», а потому только порицалось, сегодня получило медицинское обоснование и, уж если не вылечивается, то стабилизируется и корректируется.
Особое внимание в диагностике и поддержании психического здоровья во всём мире уделяют детям.
Ведь, как утверждают учёные, львиная доля психических и интеллектуальных отклонений проявляются в доподростковом возрасте. И даже в сложных случаях ментальных особенностей – расстройств аутического спектра – своевременный комплексный подход со стороны медицины, общества, волонтёров и благотворителей буквально творит чудеса в стабилизации состояния таких детей, их обучении, социализации и даже выведении в самостоятельную жизнь.
По этому пути пошёл благотворительный фонд «Металлург» – одна из крупнейших благотворительных организаций на Южном Урале, созданная для претворения масштабной социальной политики Магнитогорским металлургическим комбинатом. Взяв под крыло практически все зыбкие категории граждан, в том числе несовершеннолетних, большое внимание фонд уделяет не только детям, напрямую нуждающимся в помощи, но и их родителям, жизнь которых всецело посвящена ребёнку-инвалиду и, чего уж греха таить, мало похожа на праздник. А если у ребёнка не только физический, но и ментальный недуг, не позволяющий оставить малыша без внимания буквально ни на минуту, то энергетических, временных и душевных затрат мамы и папы требуется ещё больше.
Специалисты фонда составили проект по организации для детей с ментальными особенностями групп краткосрочного пребывания: в течение полутора лет по три часа в день несколько раз в неделю с ребятами занимаются социальные педагоги, давая тем самым их родителям возможность чуть передохнуть, выполнить другие дела или при необходимости получить в офисе фонда консультацию психолога, предусмотренного программой. Проект стал победителем конкурса Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации и в ходе реализации получил такой резонанс, что всем стало понятно: продолжение неизбежно, причём на новом, более масштабном, уровне. Так появилась идея специализированного центра «Мозаика»: ПАО «ММК» выделил помещение, ремонт провели на средства комбината, а также пожертвования партнёров-меценатов и сборы от благотворительных акций фонда «Металлург».
Первая очередь центра для детей с ментальными особенностями «Мозаика» заработала зимой прошлого года: когда с ребятами уже проводили групповые и индивидуальные занятия, спортивные и интерактивные развивающие игры, а также обучали их скалолазанию, за стеной во второй половине здания обустраивались помещения для индивидуальных уроков, кабинеты творчества, а также швейная мастерская и кухня. Ведь установка работы центра «Мозаика» предельно понятна: социализация детей и прокачка навыков самообслуживания.
– Ежедневно занимаются 18–20 человек, для каждого составляем индивидуальный план, исходя из диагноза ребёнка и заключения медико-психолого-педагогической комиссии, – рассказывает руководитель программ АНО «Центр «Мозаика» Наталья Черникова. – Все проекты волнительны, а запускать кухню было даже страшновато: всё-таки настоящая плита, острые приборы, продукты… Но детям так понравилось! Родители рассказывают: теперь даже дома они рвутся готовить салаты, печь маффины, угощать, принимать гостей… Большим успехом стало самостоятельное посещение кино: ребята сами покупали билеты, выбирали места, брали попкорн… Потом самостоятельно перемещались по городу: в общественном транспорте ехали в «Мозаику», с гордостью заходили в центр… Разумеется, родители незаметно шли где-то неподалёку, но сам факт: и ребёнок, и мама-папа позволили себе «рассоединиться», немного отпустить тщательно выстроенную до этого гиперопеку. Девочка, живущая недалеко от центра, теперь приходит к нам сама – мама лишь наблюдает за ней дома из окна. Так что со всеми детками можно и нужно работать, развивать – в рамках их состояния. За полтора года через «Мозаику» прошли более 350 человек, львиная доля осталась с нами и «переходит» из одной программы в другую. Мы можем принять и больше – но, к сожалению, не все родители готовы «выводить» в общество особенных детей, предпочитая «прятать» их в четырёх стенах. Причины понятны: наше общество, направленное на инклюзию, становится таковым медленно и, увы, не всегда охотно.
Для адаптации детей центр «Мозаика» привлекает к участию в своих многочисленных проектах волонтёров. В первую очередь студентов – будущих преподавателей, для которых акции центра становятся и добрыми делами, и необходимой педагогической практикой, и профессиональной ориентацией. Также в числе первоочередных помощников фонда – «Серебряные волонтёры»: их привлекают для сближения старшего поколения с особенными детками. Люди должны понять, что детки эти – самые обычные члены общества.
В центре «Мозаика» занимаются не только развитием, но и помогают растопить лёд в душе матерей: объясняют, что рядом с такими детьми тоже можно быть счастливой, а главное, любить себя и не чувствовать себя виноватой. Увы, внутреннее чувство вины родителей перед малышами с ментальными особенностями – довольно частое явление.
– Отсюда и гиперопека, порой не нужная ни родителям, ни самому ребёнку, а ещё желание взять на себя больше, чем можно вытерпеть… – соглашается со мной Наталья Черникова. – Они самые обычные дети, которым нужно то же, что всем остальным, и прежде всего – счастливые, спокойные и уверенные в себе мамы и папы. Потому, кроме помощи в развитии самих деток, мы работаем над тем, чтобы сделать комфортной и спокойной атмосферу в семье.
Помогаем родителям научиться правильно общаться с собственным ребёнком, даём им время отдохнуть, пока дети занимаются с нами, сопровождаем в воспитании и развитии детей.
Учим правильно относиться к себе – в том числе не жалеть, не винить себя, а любить – и себя, и своего ребёнка. Знаете, что самое ценное? Преследуя эти цели, мы добились колоссального дополнительного эффекта: создали общности, в которых каждый держится друг за друга и готов бесконечно помогать. Во-первых, сдружились дети: перед занятиями они ждут друг друга, рады встрече, что-то обсуждают – динамика коммуникаций очень заметна! А главное, сплотились между собой родители – и это также облегчило их жизнь: теперь они знают, что они не одни в этом мире, что рядом есть те, кто готов помочь им и кому готовы помочь они – подсказать специалиста или врача, занять очередь в МФЦ, помочь в сборе справок и даже побыть с ребёнком, если родителям куда-то нужно… И это единение, бесспорно, имеет огромное значение в сохранении себя для воспитания счастливого ребёнка – даже если он ментально особенный.