Русскому географическому обществу в этом году исполняется 180 лет – оно появилось 18 августа 1845 года вслед за Парижским, Берлинским и Лондонским. Та эпоха характеризовалась множеством экспедиций, открытием и изучением новых земель, а суть самого РГО как нельзя лучше сформулировал знаменитый географ, путешественник и общественный деятель Пётр Тян-Шанский: «Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация».
В разные годы членами и руководителями РГО были самые известные исследователи, организаторы экспедиционной, исследовательской, статистической и просветительской деятельности, влиятельные морские адмиралы и офицеры. В век цифровых технологий, кажется, страна уже изучена – но актуальность РГО лишь растёт, расширяется его функционал: к сбору географических сведений, организации практических исследований, развитию краеведения и этнографии, сохранению природного и культурного наследия и просветительской работе добавились экспертизы по вопросам экономического, социального, культурного и геополитического развития, природопользования и экологической безопасности. Впрочем, не утрачена и задача разведывательной деятельности – вспомнить хотя бы развитие Россией Северного морского пути. Потому во главе РГО – Сергей Шойгу, а председателем попечительского совета организации является Владимир Путин.
Педагоги отмечают: в школах интерес учеников к географии растёт, учитывая её всеобъемлющий предмет исследования и способ применения в практической жизни.
Изменения климата, глобальное потепление, экологическое оздоровление атмосферы – вот только некоторые вопросы, на которые предстоит ответить географии физической, а про важность современных политической и экономической географий и говорить не стоит. Словом, однажды идея создать местное отделение РГО в Магнитогорске пришла директору академического лицея Людмиле Смушкевич, просветительские и научные идеи которой давно сделали это учебное заведение одним из самых популярных среди школьников.
– Не хочу ограничивать ауру лицея рамками школьной работы, и коллектив, к счастью, мыслит в таком же направлении, – начинаем беседу с Людмилой Николаевной. – Но надо понимать, что наш коллектив – это не просто люди, проработавшие бок о бок со мной многие годы, но теперь уже и те, кто раньше учился здесь, а после вуза пришёл сюда работать. Если хотите, особая каста, носители лицейских ценностей.
В лицее традиционно сильна олимпиадная сборная – практически по всем предметам, включая географию, в которой ученики лицея неизменно становятся победителями и призёрами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Совместно с «Бритиш клабом» академический лицей организовывал в Магнитогорске международные конференции, участие в которых принимали старшеклассники десятка стран мира: первая встреча была посвящена проблемам экологии, вторая – развитию агросферы. Действует в лицее и патриотический клуб «Комбат», в рамках проекта покорения горных вершин «Уральский барс» ребята познают природу родного края, активно ведётся в академическом лицее краеведческая и профориентационная работа. В последнем аспекте к Людмиле Смушкевич, которая, к слову, сама по одному из дипломов учитель географии, обратилась ведущий специалист управления кадров ПАО «ММК» Ольга Бирюк.
– Ольга Ивановна предложила провести встречу с членом РГО Игорем Деревсковым «Не урок географии», – говорит Людмила Николаевна. – На встрече, кроме лицеистов, были ученики других школ города, «не урок» получился очень интересным, Игорь Николаевич – известный любитель орнитологии, кроме рассказа о птицах, передал много литературы о природе, предложил проводить для наших учеников полевые занятия в Экопарке, рассказывая и показывая, как правильно содержать кормушки, чем наполнять их… После с детьми говорил директор по персоналу ПАО «ММК» Олег Парфилов – о работе предприятия, его заботе об экологии… И у меня возникла мысль: мы много говорим о патриотизме, проводим «Разговоры о важном», а что такое патриотизм? Прежде всего, это знание своей Родины, желание беречь её природу, развивать экономику, сохранять этнографические особенности… Так возникла мысль сначала самой стать членом РГО, а затем – организовать магнитогорское отделение, объединив в нём заинтересованных людей – прежде всего, учителей географии, обществознания и других предметов, и активно работать именно в практической плоскости этого предмета – а у нас в школах зачастую нет даже современного оборудования для полевых исследований, топографических съёмок…
Руководитель регионального отделения РГО Мария Панина идею Людмилы Николаевны поддержала – и лично зарегистрировала появление Магнитогорского отделения РГО, особенно подчеркнув: общество открыто новым участникам и даже радо им, и именно местное отделение теперь может подавать ходатайство на приём в РГО желающих стать его членом и пропагандировать его ценности. Именно последний аспект Людмила Смушкевич отмечает как один из важнейших:
– Почему мне важно привлекать именно учителей? Учитель, работающий с детьми, должен сам иметь общую, социальную культуру. А понимание природы, экологическое сознание – это основа национального самосознания. И только такие педагоги способны привить детям правильный патриотизм, желание помочь, стать волонтёром в природоохранном, краеведческом и прочих направлениях. Единственный в городе ресурсный центр естественно-научной направленности, работающий в академическом лицее, готов аккумулировать желающих действовать во благо города, области, страны.
Претворяет Людмила Смушкевич и профориентационные проекты, поняв главное: работа в рамках РГО в Магнитогорске должна проводиться с учётом инжинирингового подхода.
– Мы участвовали в семинаре, проходящем в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II – пожалуй, самом статусном вузе, готовящем инженеров горнодобывающих отраслей, – рассказывает Людмила Смушкевич. – Причём их фишка – готовить персонал не для Питера и Москвы, а всей страны – месторождений Урала, Сибири, Дальнего Востока, шельфа, Северного Ледовитого океана… Участие в одной из программ вуза – «Лидер школы» – даёт будущему абитуриенту вступительные бонусы. Казалось бы: географическая направленность образования – а сдавать необходимо математику, информатику, физику… Может, именно поэтому в лицейской сборной по географии очень много учащихся не гуманитарного, а именно физико-математического направления.
Третий год академический лицей проводит профильную смену естественно-научного направления: сто школьников академического лицея, школ № 38, 67, а также Чесменского, Варненского, Еткульского районов и города Южно-
уральска проводят почти две недели в «Уральских зорях», занимаясь углублённым изучением биологии, химии и практическими занятиями. Финансирует проект челябинский «Курчатов-центр». В этом году смена пройдёт с 17 по 26 апреля, направленность её – «Экспедиция эко-гео» – будет структурирована в рамках местного отделения РГО, участие в ней примет Мария Панина с командой геологов и экологов. Далее в ближайших планах – создание на базе местного отделения РГО молодёжного клуба – его возглавит преподаватель академического лицея Юрий Наумов, отражать работу планируется в школьном СМИ «Лицейский вестник» (0+).
– Давно зрела идея рубрики «Люди дела» о детях – участниках волонтёрского движения, благотворительных акций, – говорит Людмила Николаевна. – Создадим детское движение – буквально с начальной школы будем водить детей на экскурсии, в походы, устраивать трудовые десанты, профориентацию… Смысл этого – формирование полноценного гражданина – активного человека, любящего свою страну, ценящего её богатства, прежде всего, природные.