А нашей героине и её сестре, кажется, было предопределено дополнить комплект социально ориентированных специальностей в родительской семье: мама медик, папа милиционер - он до сих пор отказывается называть себя полицейским. Обе дочери стали педагогами.
У Нади в ученическую пору было только одно сомнение: стать учителем в музыкальной школе или общеобразовательной. "Лучше в музыкальной, - советовала классная, - почерк плохой". Плохой? - она тут же взялась за себя, и вскоре ей стали доверять заполнять школьную документацию - за образцовый почерк. Так и определилась с профессиональным будущим. К окончанию училища Надежду, выпускницу с красным дипломом, на педагогической практике позвала в школу № 33 - тоже с отменной репутацией - тогдашний директор Галина Фёдорова. И с куратором повезло: Роза Горячева - легенда и слава начального звена. А дальше начались самостоятельные открытия в профессии.
- С первым своим набором избавлялась от заблуждений, согласовывала теорию с реальностью, - вспоминает Надежда Вячеславовна. - Очень быстро заметила: чтобы тебя слушали, надо говорить тише - не будет болтовни, будут вслушиваться. После первого года поняла и с тех пор придерживаюсь правила: никаких любимчиков, никаких нелюбимчиков. А ещё очень важно разговаривать с младшими школьниками не как с малышами, а как с равными по возрасту, проявляя уважение - вчерашние подготовишки дорожат своим "взрослым" статусом.
Но время лёгких путей не обещало: началась чехарда программ и учебников, эксперименты со статусом учителя и положением учреждений образования, ломка педагогических традиций. Девяностые, ставшие переходными для российской школы, вместе со страной менявшей подходы к решению профессиональных задач, заставили мобилизовать все личностные ресурсы.
Заговоришь об этом с Надеждой Вашкинской - и она перейдёт с "я" на "мы": "адаптировали программы, искали теоретическое обоснование, перенимали друг у друга". В педагогике всегда много коллективных усилий, и учительница с благодарностью отзывается о коллегах, вместе враставших в новые школьные реалии и выполняющих главное требование дня - не давать готовые знания, а учить их добывать. А чтобы не выпадать из обоймы - непрерывное повышение квалификации за счёт вебинаров и курсов, в том числе платных, пусть и "побюджетнее". Дело не только в том, что этого требуют профстандарты. Самой интересно - как организовать тайм-менеджмент или организовать информацию в "облаке", так что Надежда Вашкинская многократно превышает "нормативы" по прохождению курсов и консультирует молодых коллег. И в круге чтения познавательная литература стала занимать больше места, чем художественная: себе на пользу и воспитанникам с их семьями есть что посоветовать - как найти друзей, выйти из конфликта, влиться в команду, бороться со стрессом.
Для неё, давно уже учителя высшей категории, личной победой становятся хорошие отметки в первых контрольных работах первоклашек или признание родителей ученика о том, как запоем читает их вчера ещё не читавший ребёнок
- Я в них верю, - предсказуемо гордится Надежда Вячеславовна успехами учеников.
Школьники, в том числе бывшие, платят тем же: первые выпускники, уже тридцатилетние, поддерживают связь с первой учительницей, нынешние пятиклассники, прожившие вместе с Надеждой Вячеславовной четыре года школьной жизни, оставили её в классном чате как члена команды.
Конечно, никуда не делось и пресловутое требование заполнения документации, объём которой нарастает с каждым годом. Но к чести администрации школы, говорит Надежда Вячеславовна, учителям выпадает самый минимум "сухой" работы с бумагами. И очень радует, что в школу вливаются свежие силы: приходит молодёжь, растёт мужская прослойка в женском коллективе.
Так работа становится образом жизни. И - избавлением от горьких мыслей: когда умерла мама, когда муж получил тяжёлую травму, спасением была работа, работа, работа.
Надежда часто повторяет родителям учеников: "Учу ваших детей, как учила бы своего или детей своих друзей - с полной отдачей". А когда случилось несчастье - помогала мужу, стойко преодолевавшему последствия травмы, вновь обрести уверенность в себе, как помогает ученикам избавиться от комплексов: страха выйти к доске, отвечать учителю перед одноклассниками, высказывать личное мнение.
- Ты сильная, - говорили ей, зная, как сложно переживают Вашкинские недуг главы семьи.
- А мне не надо быть сильной, - размышляет Надежда. - Я просто живу тем, что для меня важно.
И с благодарностью вспоминает родительскую семью, где учили извлекать уроки даже из тяжёлого опыта, смотреть на жизнь с оптимизмом, уметь принимать и предлагать помощь. Уже несколько десятилетий Надежда разделяет с мужем груз его инвалидности: научилась водить автомобиль, вместе проводят лето в живописной деревне - "каждый год отбиваюсь от предложения остаться учительствовать", - путешествуют, рыбачат, огородничают, накрепко дружат с четырёхлетним внуком Максимкой, обсуждают школьные дела.
- Ну да, это она, любовь, - кивает Надежда. - Двадцать семь лет вместе.
Так же вместе преодолела семья и период дистанционного обучения. Сегодня никому не надо объяснять, как сложно даётся школьнику переход на новую форму работы. А кто спрашивает у учителя, каково ему, до поздней ночи сидя у монитора, обучать ребятню, проверять работы, консультировать родителей и бабушек-дедушек? Раньше чем к полуночи Вашкинские, весь день старавшиеся не мешать, обратно в семью Надежду не получали.
- Но этот период укрепил мои отношения с классом, - улыбается она, как всегда, находя доброе в трудностях. - Подметила много трогательного, тёплого: отношения в доме, любимцы - домашние животные, интересные книги на полках, увлечения.
На вопрос о планах и мечтах у Надежды Вашкинской есть ответ - снова о работе: не перегружать бы детей внеурочной деятельностью и малозначимыми темами, больше бы времени на значимые. О личном же говорить избегает, разве что - много замыслов, "говорят, человек живёт, пока есть планы", надо много прожить, чтобы все осуществить. На предложение символически нарисовать свой образ высказывается лаконично: книга. Ещё не прочитанная.