В Магнитогорске законным местом для уличной рекламы считаются билборды, специальные тумбы и стенды. Но лепят ещё и на заборы, стены, фасады, деревья и даже тротуар – а это административное правонарушение. Единственным способом изменить ситуацию остаётся лишь устранение деятельности расклейщиков. Впрочем, власти не оставляют попыток повлиять и на заказчиков такого рекламного продвижения.
На балансе АО «Горэлектросеть» находятся 21 790 опор для светильников и 700 трансформаторных подстанций. То есть, «в распоряжении» расклейщиков 22 490 площадок, где незаконно можно поместить рекламную бумагу. А если учитывать, что стараются использовать вообще любую поверхность, на которой крепится объявление, то таких площадок ровно столько, сколько в Магнитогорске квадратных метров не только по вертикали, но и по горизонтали.
Горожане, действительно, могут увидеть под ногами листы формата А4 на скотче, как это было недавно на проспекте Карла Маркса у дома № 101. В доме открылся магазин одежды, и кто-то синими стрелочками, нарисованными на бумажках, предложил людям пройтись за скидками. Возможно, те, кто совал в детстве пальцы в розетку, и правда, отправились по «указателям». А то ведь в эпоху таргетинга, притом что больше половины россиян старше 55 лет пользуются соцсетями, способов заманить покупателей, кроме бумажек на асфальте, просто нет.
Но гораздо чаще портят внешний облик Магнитогорска всё-таки по вертикали. К примеру, в левобережном сквере Победы маркетинговые вандалы пощадили только танк и памятник военному детству. Фонарные столбы же, по-видимому, в их представлении никак с подвигом предков не связаны, поэтому постоянно обклеены. На одном столбе в объявлении сообщают, что у наркоманов и алкоголиков будет шанс вернуться к нормальной жизни, в другом владелец местного магазина предлагает услуги ксерокопирования, сканирования, ламинирования и гелиевые шарики. На соседней опоре бывший кандидат в депутаты всё ещё просит поддержать на выборах, но кандидату половину лица закрыл радостный вопль мастерской по ремонту одежды, что они «окрылись!!!».
– Специальной бригады для очистки столбов у нас нет, поэтому в зависимости от складывающейся ситуации с объявлениями вынуждены отрывать от работы наших производственников, – рассказал начальник управления по безопасности и правовым вопросам АО «Горэлектросеть» Александр Птицын. – Только в сентябре два сотрудника очистили 1242 опоры от 1611 объявлений на 18 центральных улицах города. Какое-то время столбы стоят чистые – я лично контролирую с утра до вечера – но затем всё повторяется.
Работник Горэлектросети, трудившийся в тот день не по специальности в сквере Победы – щёткой и пульверизатором, пожаловался, что крепят бумагу на очень хороший клей. Чтобы отодрать, надо обильно опрыскать водой и минуты три шаркать. Он бродил между фонарями и наткнулся на плакат, гласивший, что из-за коронавируса необходимо держать социальную дистанцию в полтора метра. Посмотрел – сорвал. Этот плакат в сквере бесполезен: четыре бабушки рядом на лавочке еле втиснулись, и дистанция между плечами едва ли превышала полтора сантиметра. И взывать к ответственности лучше в плохо проветриваемых помещениях, а не на свежем воздухе.
Секретарь комиссии Орджоникидзевского района Лариса Рыкалина уверена, что социальный плакат повесил на столбе кто-то из горожан, а её коллеги из районной администрации к этому отношения не имеют. Да, не оскудела земля южноуральская гиперактивными магнитогорцами! А ещё секретарь рассказала, как власти борются с расклейщиками и заказчиками:
– Наши сотрудники составляют протоколы на людей, которые развешивают объявления. Мы их разыскиваем по специальным методикам и привлекаем к административной ответственности – чтобы в городе было чисто и приятный вид. Нарушителей штрафуют: физические лица платят от тысячи до трёх тысяч рублей, должностные – от трёх до десяти тысяч, юридические лица – от десяти до двадцати. За этот месяц два протокола составлено, вычисляем всех. Вот была у нас оренбургская выставка, которая заклеила рекламой даже контейнерные площадки. Мы привлекли к ответственности юрлицо, штраф они уже оплатили.
Ранее «ММ» интересовался мнениями юристов о привлечении к ответственности заказчиков вандальской расклейки. Респонденты высказались однозначно: хотя координаты фирм и указаны в объявлениях, могут возникнуть трудности с доказательством их причастности к распространению рекламной продукции незаконными способами. То есть, если фирму оштрафуют, она, скорее всего, легко обжалует в суде – сошлётся на происки конкурентов. К тому же оплата услуг расклейщиков часто осуществляется или «конверточным» способом, или по документам проводят фиктивную деятельность. Впрочем, Лариса Рыкалина заверила, что все юридические лица вину признают и в суд на обжалование ещё никто не подавал.
Озаботилась этой проблемой и молодежь. Волонтерские движения готовы подключиться к данной проблеме, и в первую очередь вести просветительскую работу, рассказывать о том, что расклейка объявлений в неположенных местах не только уродует облик города, но и может привести к административному правонарушению, а также при необходимости организовывать различные выездные акции в помощь сотрудникам "Горэлектросети".
Ведь антивандальными смесями можно залить весь Магнитогорск, но клеить не перестанут – только мусора по ветру полетит больше. Штрафы же компенсируются заработками и прибылями от рекламы: расклейщикам предлагают до двух тысяч рублей за смену, а если заказчики продолжают делать ставку на бумагу, значит, примитивный таргетинг, даже не верится, себя не исчерпал.
Ситуацию решат горожане, когда начнут участвовать в жизни Магнитогорска. Не надо ничего срывать, а лучше игнорировать магазины, мероприятия, распродажи, о которых узнали благодаря столбам. Случалось, что активисты троллили предпринимателей по указанным телефонам с «левых» сим-карт: например, в объявлении предлагали аварийно вскрыть любой замок и получили «заказ» открыть дверь гаража в 15 километрах от города – никакого гаража там не было. Ещё можно сделать фото и видео расклейщика и написать жалобу в полицию или районную администрацию – эффекта, скорее всего, не будет, но всё-таки.
После того, как пресс-выезд в сквер Победы завершился, на улице Магнитной был замечен пожилой мужчина, который шёл в сторону Кирова и расклеивал бумажками каждый столб вдоль дороги. Делал это ловко – на раз-два. Такими темпами мужчина добрался до очищенного сквера, наверное, в течение получаса.