Во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе состоялась презентация книги Павла Крашенинникова «Наследники или ренегаты? Государство и право «оттепели» 1953–1964» (16+). Это восьмой том из цикла исследований истории российского государства и права. На встречу пришли старшеклассники, обучающиеся в проектной школе Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова, студенты Уральского гуманитарного колледжа, МГТУ и других образовательных учреждений города, а также магнитогорцы разных поколений – увлечённые историей люди, постоянные читатели Павла Владимировича, педагог, ветераны труда, представители творческой интеллигенции.
Политический деятель и правовед, председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, государственный советник юстиции Российской Федерации Павел Крашенинников в своих исследований опирается на документы эпохи. Каждый правовой акт для него – объективный свидетель истории, способный рассказать многое.
Ведущей презентации выступила помощник депутата Госдумы Павла Крашенинникова Ольга Устьянцева. В начале встречи собравшихся приветствовали первые лица города.
– Мне приятно, что Магнитогорск входит в плеяду городов, которые Павел Владимирович посещает лично, – подчеркнул глава города Сергей Бердников. – Любое произведение воспринимается иначе, когда мы перед прочтением общаемся с автором. Богаче раскрывается идея материала. И главное, я рекомендовал бы всем нам прочесть эти книги, тем более, что они будут вручены библиотекам города.
Генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев обратился к гостю из Москвы:
– Вы, талантливый уроженец Магнитогорска, работаете на законотворчество страны. Мы вас часто видим по телевидению – вас приглашают, чтобы получить компетентную оценку тех или иных событий. При этом вы как любящий сын своей малой родины и здесь бываете. Ваш вклад в развитие города действительно заметен – вы открыли библиотеку, и подарок профессионалам в области юриспруденции востребован всеми поколениями. В прошлом году после капремонта библиотека перешла на качественно иной уровень, и всё это – постоянная работа. Ваше профессиональное хобби – книги – раскрывает вас как многогранного человека. Сегодня полный зал. Я вижу много молодых ребят. И им, и старшему поколению будет интересно прочесть вашу новую книгу.
Председатель Магнитогорского городского Собрания депутатов Александр Морозов успел прочесть книгу до презентации – и так погрузился в эпоху, что начал своё приветственное слово с песни «А я иду, шагаю по Москве», ставшей одним из символов хрущёвской оттепели, и порадовался тому, что Павел Крашенинников шагает не только по Москве, но и – периодически – по Магнитогорску.
В начале презентации автор книги «Ренегаты или наследники?» напомнил: знаменитый термин «оттепель», пришедший из одноимённой книги (16+) Ильи Эренбурга, отражает суть эпохи достаточно точно. Это потепление – но и грязь, слякоть. Фигура Никиты Хрущёва достаточно противоречива, и Павел Крашенинников показывает это на основе документов и достоверных исторических фактов.
Итак, 1953-й, смерть Сталина – и триумвират Хрущёв – Маленков – Берия, внутри которого под маской коллективного руководства страной шла ожесточённая борьба за власть. Крашенинников раскрывает, каким образом к власти пришёл Никита Хрущёв.
Что всплывает в памяти, когда заходит речь об одном из самых эмоциональных и колоритных руководителей страны? ХХ съезд с развенчанием культа личности, отказ от массовых репрессий, ликвидация ГУЛАГа. Однако Павел Крашенинников не случайно (да и есть ли место случайностям в его книгах?) помещает на обложку фото, где в кадре Никита Сергеевич – рядом со Сталиным. Закономерен и вынесенный в название книги вопрос: «Наследники или ренегаты?»
Дело рук Хрущёва – переданный Украине Крым – да, это была одна страна, кто мог предвидеть последствия… Но и реабилитация бандеровцев, которые поселились преимущественно на Западной Украине. Ниточки современных событий тянутся в прошлое.
Что ещё? Целина. Кукуруза. Карибский кризис, когда планета была на грани катастрофы… Но и борьба с теневой экономикой тоже.
И стук ботинка по трибуне? А вот и нет. Часть слушателей с изумлением узнала: это миф. Нет ни одного видео- и фотокадра, подтверждающего «ботинок». Как было на самом деле? Читайте – и увидите объективную картину реальности, которую мы, казалось бы, помним хорошо (особенно представители старшего поколения, которые застали очереди за хлебом), но она успела обрасти домыслами.
Павел Крашенинников считает более весомыми свидетельства документов, чем слова очевидцев. Люди подчас субъективны, с этим не поспоришь. Но – вот же парадокс – сухие «бумаги» делают образы исторических деятелей более объёмными и живыми. Потому книги Крашенинникова и предназначены не только для правоведов и юристов, но и для самого широкого круга читателей, интересующихся историей Отечества.
После презентации на Павла Владимировича обрушился шквал вопросов, преимущественно от юных гостей презентации. На каждый он ответил искренне и нешаблонно.
К микрофонам, расположенных в левом и правом проходах, выстроилась очередь из желающих пообщаться с автором книги «Наследники или ренегаты?» – и это не удивительно. Открытость, доброжелательность Павла Крашенинникова располагала к диалогу.
– Как вы находите вдохновение, при вашем плотном графике?
– Привык вставать рано и писать. Для меня важно – посмотреть, как развивалось право в разные эпохи, чтобы мы не наступали на те же грабли.
– Что подвигло вас писать книги?
– Пишу давно, первая публикация была в «Магнитогорском рабочем» (16+).
– Как вы оцениваете Хрущёва?
– Фигуру Хрущёва, с его волюнтаризмом, считаю скорее отрицательной, а вообще отношусь как Эрнст Неизвестный, создавший чёрно-белое надгробие. С другой стороны, при нём страна переселилась из бараков в квартиры. Я и сам в детстве жил в хрущёвке на Мичурина, 130.
– Хрущёв был человеком темпераментным. Возможно ли сейчас появление таких политиков?
– Политиков – да, руководителей страны – нет, – не задумываясь отвечает Павел Владимирович.
– Какие источники, кроме архивов, вы используете?
– У меня приличная библиотека, где сохранились и советские учебники. В кабинете книги расставлены так, что я знаю, где что взять, – улыбается Павел Крашенинников. – А ещё и смотрю много хроники. И художественные фильмы тоже – чтобы понять дух времени. Рассматриваю социальный, экономический, культурный аспект – смежные дисциплины важны.
– Так всё-таки – стучал ли Хрущёв ботинком по столу?
– Скандал в ООН был точно. Спикер лишил Никиту Сергеевича слова и отключил микрофон, но тот продолжил кричать, внёс сумятицу. Доказательств того, что он стучал ботинком, нет. О версиях я так и пишу, что это версия. Доказательство – документы, фотоматериалы. Кстати, со всеми авторами фото издательство «Эксмо», выпускающее мои книги, заключает официальный договор. Сегодня некоторые исследователи скачивают фото из Сети и подписывают: «Фото из открытых источников». Я так не делаю.
Это лишь небольшая часть из множества вопросов.
Что касается творческих планов, готовится к выпуску книга об эпохе Брежнева. А вот писать о современности Павел Крашенинников не будет:
– Слишком короткая дистанция, чтобы увидеть объективную картину. О нашем времени предстоит написать вам.