Это, пожалуй, одна из самых сложных и ответственных профессий и уж точно – одна из самых значимых в обществе. Учителя передают детям знания, прививают моральные ценности, развивают таланты и способности детей – в буквальном смысле, формируют будущее поколение.
Если проанализировать статистику и исследования Минпросвещения, Росстата, ВЦИОМа, НИУ ВШЭ, можно создать собирательный образ российского учителя – это женщина старше 45 лет с высшим образованием и 20-летним стажем работы, которая ведёт 5–6 уроков в день и занимается репетиторством.
Больше всего женщин среди учителей начальной школы: 99,3 процента. В список самых «женских» специальностей также входят русский язык, литература, иностранные языки. Мужские педагогические специальности традиционны: ОБЖ, физкультура, труд. Часто мужчины преподают историю, право, общество-знание, физику, информатику.
Всего в российских школах заняты 2,17 миллиона человек, в том числе 1,35 миллиона педагогических работников, из них 1,08 миллиона – учителя. 64 процента преподавателей работают в городских школах, 36 процентов – в сельских.
В системе образования Магнитогорска трудятся 5723 педагогических работника.
В период демографического всплеска и кадрового голода им приходится непросто. В среднем в классах около тридцати ребят, и каждому нужно уделить внимание. Зачастую нагрузка немалая – по две, а то и больше ставки. А ведь работа преподавателя – не только уроки, но и подготовка к ним, проверка результатов учеников – это уже сверх учебного графика.
Сейчас главной в системе образования становится совместная деятельность учителя и ученика на основе сотрудничества, партнёрства. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен хорошо знать психологию, экономику, разбираться в политике, быть юридически подкованным человеком, уметь пользоваться новейшими техническими средствами. А сколько любви и добра нужно, чтобы дети тебя слушали, слышали, понимали и верили!
Магнитогорск развивается, стоятся новые школы. Так, подходит к завершению возведение школы в 147 микрорайоне на 1200 мест, с бассейном, современными лабораториями, спортивным кластером. В планах – обеспечение учебными заведениями посёлков, на Димитрова уже приступили к строительству. Но мало обеспечить местами в школах детей, нужно, чтобы их было кому учить. Сделать так, чтобы учителя работали с комфортом, без надрыва, с хорошей зарплатой – задача, которую решают на государственном уровне. Но это – тема отдельного разговора. А пока скажем учителям спасибо – за то, что дарят ученикам частичку себя, за благородство и ответственность, мудрость и безграничное терпение!