На базе школы № 10 имени Виктора Поляничко прошел ежегодный городской фестиваль робототехники.
Шесть номинаций, восемьдесят участников – робофестиваль пользуется неизменным интересом у магнитогорских школьников всех возрастов. За восемь лет он не утратил своей актуальности, а роботизированные проекты, собранные из конструктора «Лего» и 3D-моделей, становятся всё сложнее, да и направлены они на решение совсем не детских, а скорее производственных вопросов.
– Очень надеюсь, что многие из вас свяжут свою жизнь с наукой, робототехникой и будут продвигать нашу страну своими идеями и новыми технологиями, – обратилась к участникам фестиваля директор школы № 10 Наталья Маликова. – У вас есть прекрасная возможность показать свои силы и посмотреть, как работают в этом направлении ребята из других учебных заведений. Вы все – большие молодцы, вы все – уже в науке. Мы рады поддержать вас в этом увлечении. Знакомьтесь, обменивайтесь опытом. Сильнейшие из вас будут представлять наш город на областных соревнованиях.
Школа № 10 не случайно выбрана площадкой для смотра детских инженерно-технических сил. В 2012 году она стала победителем регионального конкурса на открытие ресурсных центров образовательной робототехники, а спустя ещё три года на её базе прошёл первый робофестиваль. В этом году команда школы № 10 представила на суд жюри два проекта – автоматизированные линии по производству гаек и шайб. Применение своих разработок школьники видят на одном из городских предприятий.
– Проект с ММК-МЕТИЗ возник после того, как мы с ребятами побывали на предприятии и посетили музей, где представлена история метизного и калибровочного заводов, – рассказывает тренер команды школы № 10, педагог дополнительного образования и член молодёжной общественной палаты города Ксения Лаврова. – С ребятами пообщались специалисты различных уровней, вплоть до представителей отдела кадров, которые объяснили школьникам, как устроиться на завод. Эта поездка нас очень вдохновила. Мы получили задание от ММК-МЕТИЗ и воплотили его реальность с помощью конструктора «Лего».
Над созданием автоматизированной линии по производству металлических гаек трудилась сплочённая команда, в которую вошли семиклассник Алексей Рыжков и шестиклассники Кирилл Бабайлов и Денис Стрелков.
– Это действующая линия, которая демонстрирует весь процесс производства гаек, – рассказывает Денис, – Мы планируем передать её в музей ММК-МЕТИЗ, чтобы посетители, которые не имеют возможности побывать в цехах, увидели, что там происходит.
Изделие талантливых школьников, несмотря на пластмассовые детали и фанерные вставки, выглядит очень реалистично.
Нажатием кнопки ребята запускают линию, и заготовка начинает движение: через нагревательную печь, пресс, фрезеровку и омывку химическими веществами в конце пути превращаясь в гайку.
– Изучали информацию в Интернете, консультировались со специалистами ММК-МЕТИЗ, видео смотрели, – перебивая друг друга, рассказывают мальчишки. – Месяца два на сборку ушло, а вот сколько деталей потратили, не считали.
– Сложнее всего было начать, потому что даже не представляли, как эта линия будет выглядеть, – признаётся Алексей.
– Встречались перед уроками и собирали, – дополняет товарища Кирилл. – Не ссорились, но споры случались.
Святослав Синявский, Дарья Филоненко, Дамир Юлмухаметов и Ярослав Арапов представляли на фестивале школу № 1. Для большинства ребят это не первый опыт участия в соревнованиях по робототехнике. В этом году они общими силами собрали конвейерную ленту по изготовлению колёсных дисков. В России таких производств мало, так что есть над чем поработать, объяснили ребята свой интерес к этой, мягко говоря, не детской теме. Более того, они нашли способ автоматизировать процессы, который ранее выполняли вручную.
– Посмотрели ролики на одном из научных телеканалов, где весь процесс был показан детально, проанализировали, нашли места, которые можем усовершенствовать, – рассказывают юные изобретатели. – Собственно, так всё и родилось. Сложнее всего было собрать манипулятор, там много мелких деталей.
– Занимаюсь робототехникой шестой год, – рассказывает шестиклассник Ярослав Арапов. – Это хорошо развивает мелкую моторику, память, глазомер, фантазию и помогает в учёбе.
Ребята мечтают, что однажды их разработка найдет применение и облегчит труд людей. Ну а пока… пока они заняты поиском новой идеи, которая позволит изменить мир к лучшему.