Инициатором проведения круглого стола выступили общественная палата Магнитогорска и городской ресурсный центр для инвалидов. Доклад для участников заседания подготовил руководитель ресурсного центра, член общественной палаты Константин Чудецкий.
Константин в инвалидной коляске оказался после автомобильной аварии. Произошло это более 20 лет назад. Так что он не понаслышке знает, с какими трудностями приходится сталкиваться маломобильным гражданам, стоит только выйти на улицу. И там, где для здорового человека нарушение нормативов на несколько сантиметров окажется незаметным, для человека в инвалидной коляске эти сантиметры могут оказаться непреодолимым препятствием.
– Выступаю председателем рабочей группы по доступной среде при городском координационном совете по делам инвалидов, который возглавляет глава города Сергей Николаевич Бердников, – уточнил Константин Чудецкий. – В Магнитогорске сейчас ремонтируют тротуары, бордюры, скверы. Очень многое делается в создании доступной среды в последние годы. Но есть нюансы.
Константин Феликсович пояснил, что в ряде случаев работы выполняют с отступлением от нормативов. Деньги потрачены, за «доступность среды» отчитались, но пользоваться пандусами и съездами маломобильные магнитогорцы не могут.
– У нас есть сертифицированные эксперты по доступной среде, – добавил Константин Чудецкий. – Выступаем с предложением, чтобы их включили в комиссии управления капитального строительства и архитектуры при принятии в эксплуатацию новых или капитально отремонтированных объектов инфраструктуры, дорог, тротуаров. Если это удастся сделать, то городская среда станет по-настоящему доступной, и будут эффективно потрачены денежные средства.
Действительно, кому как не самим инвалидам виднее, доступен ли для них съезд или пандус. С предложением участвовать в приёмке социальных объектов и транспортной сети представители обществ инвалидов выступают не впервые. Но до сих пор их просьбы так и не были услышаны чиновниками. В управлении архитектуры ответили, что сами проверяют объекты на соответствие 59 СП – своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Фактически же проверки если и проходят, то не везде и не всегда, уверен Константин Чудецкий. Состоявшийся круглый стол эту ситуацию должен изменить.
Константин Чудецкий представил собравшимся презентацию, где наглядно было показано, на каких участках после недавно проведённых ремонтов дорожной сети и тротуаров «доступная среда» оказалась недоступна. А значит – выполненную работу нужно переделывать. Первым в списке оказался вокзал – лицо города.
– Бетонный наплыв не считается доступной средой, – объяснил Чудецкий. – Бордюрный пандус не должен выходить за пределы тротуарной зоны. Здесь он выходит на проезжую часть. Специалисты, строители должны знать, как это делать правильно, – в СП 59 всё прописано.
Другой пример – вновь отремонтированные тротуары на проспекте Металлургов. Все поперечные пешеходные дороги, которые идут от парковок, не имеют занижений. Только в одном месте на пешеходном переходе занижение сделано по нормативам. И для того чтобы попасть к Сбербанку, инвалиду нужно совершить километровый объезд до этого «правильного» перехода. Ещё одно проблемное место – на проспекте Ленина, в районе домов 80–86. Там, к слову, расположен отдел опеки и попечительства управления социальной защиты населения. При укладке тротуаров занижения сделаны с нарушениями, а парковка огорожена бордюрным камнем. Недоступной для маломобильных лиц оказалась и автобусная остановка напротив ТЦ «Континент».
Сложность заключается ещё и в том, что один подрядчик отвечает за тротуары, другой – за дорогу. Тот, что ремонтирует тротуары, не имеет права трогать бордюрный камень, уложенный дорожниками. А дорожники в своей работе не руководствуются 59-м сводом правил, объяснил Константин Чудецкий.
Участие в круглом столе приняли чиновники администрации, непосредственно отвечающие за развитие городской инфраструктуры. К примеру, экс-руководитель управления капитального строительства, сейчас – заместитель градоначальника Антон Хватков. Собравшиеся обсудили, как можно привлечь экспертов, представляющих городские общества инвалидов, для проверки соблюдения нормативов доступной среды. А также поговорили о том, как исправлять недочёты.
– По дорогам основополагающий перечень готовит районная администрация, – объяснил Антон Хватков. – На 2025 год в ближайшее время эти перечни будут готовы. Общественники и люди с ограниченными возможностями смогут проверить эти адресные перечни.
В числе проблемных моментов, влияющих на нормативное обустройство доступной инфраструктуры, Хватков отметил календарные разрывы в работе. Как правило, дорогу и прилегающий к ней тротуар ремонтируют в разное время. Иногда при проведении работ хорошие бордюры не меняют – в целях экономии бюджетных средств. Бывает, ремонтируют только проезжую часть, без тротуара. А занижения делают как раз во время ремонта тротуаров. Он предложил дожидаться окончания гарантийных сроков и исправлять недочёты в рамках текущих ремонтов.
– Бордюр один, и он входит либо в работу с дорогой, либо в работу с тротуаром. Если он вошёл в работу с дорогой – он не занижается. А гарантийный срок выполненных работ – 3–5 лет, – объяснил чиновник.
На предложение «отложить работы до конца гарантийного срока» для экономии бюджета Константин Чудецкий резонно заметил: все работы, выполненные с нарушением нормативов, исправляют за счет исполнителя. И ждать маломобильным гражданам 3–5 лет без возможности передвижения, в ожидании окончания гарантии, не очень правильно. Пусть занижениями занимается подрядчик, который отвечает за ремонты тротуаров.
Начальник управления социальной защиты населения Лилия Ярыгина добавила, что заявки на проведение дорожных работ предоставляют не только районные администрации, но и управление социальной защиты. Так, были направлены письма с заявками на благоустройство территории до социально значимых объектов: всех обществ инвалидов, поликлиник, больниц. На 2024 год был запланирован ремонт 16-ти трамвайных платформ и восьми остановок – по просьбе общества инвалидов. Но не все заявки выполнены.
– В Магнитогорске делается очень многое для доступности социальных объектов, – отметил председатель общественной палаты Владимир Зяблицев. – Решили начать именно с доступности передвижения по городу. Да, сейчас занижения, переходы делают, но остаётся ряд проблемных вопросов. Пришли к выводу: проблемы связаны с тем, что не на всех этапах к работам привлекают общественность.
Предварительно в рабочей группе палата выработала ряд предложений для администрации города и профильных управлений. Во-первых, определить объекты, нуждающиеся в благоустройстве в соответствии с требованиями доступной среды, определить их приоритетность и составить график устранения недостатков.
– Для того чтобы предотвратить нарушения действующего законодательства, планируем привлекать общественность на разных этапах. Не только в момент приёмки или постфактум, когда работы сданы. Но и во время проведения благоустройства, если знаем, что речь идёт о занижениях, пандусах или других элементах доступной среды, – отметил Владимир Иванович. – Да, всего лишь два эксперта на весь город. Но если мы говорим о тех же занижениях, эксперты могли бы выступить в роли педагогов и провести обучение тому, как зафиксировать соответствие занижений нормам и требованиям ГОСТ. И дать рекомендации, чтобы устранить недостатки в процессе проведения ремонта. Так мы привлечём к работе и заинтересованную общественность, в первую очередь – самих граждан с инвалидностью. Рады, что администрация города готова нас услышать, готова идти навстречу. Думаю, круглый стол будет конструктивным. Наши предложения сформулируем в резолюции, к которой приложим список объектов, нуждающихся в устранении недостатков. И выйдем на график поэтапного приведения этих объектов к 59 СП. Уверен, ответ будет положительным – другого быть не может.