Маггортранс и частные перевозчики стараются препятствовать распространению ковида. Салоны обрабатывают дезинфицирующими растворами. Но пассажиры ведут себя так, будто, пользуются трамваем или маршруткой лишь затем, чтобы заразить как можно больше людей. Маски не носят не потому, что верёвочка порвалась или дышать в них трудно, – а демонстративно. Если же заставлять, бывает, доходит до драки.
Статистика смертности заболевших, кажется, граждан не пугает, хотя специалисты всё смелее заявляют, что скоро достигнем и перевалим через полуторатысячный порог летальных исходов в день.
Вирус передаётся не только аэрозольным и воздушно-капельным путями, но и через фомиты – любые предметы, с которыми контактировал заражённый человек. Время нахождения ковида вне тела носителя зависит от материала, на котором окажется. В исследовании Centers for Disease Control and Prevention говорится, что на пористых поверхностях не удалось обнаружить жизнеспособный вирус в течение нескольких минут или часов после его попадания. На гладких поверхностях жизнеспособный вирус сохраняется от нескольких дней до недель. Быстрая инактивация SARS-CoV-2 на пористых поверхностях по сравнению с непористыми может быть связана с капиллярным действием внутри пор и более быстрым испарением капель аэрозоля.
Заражённый кашляет в ладонь или трёт нос, берётся за гладкий поручень в общественном транспорте. Затем другой пассажир держится за этот поручень и обязательно дотронется рукой до лица. Нейробиологи израильского института имени Вейцмана пришли к выводу, что движение руки к лицу – это рефлекс. Люди до 40 раз в час, или около 700 раз за день, касаются носа, губ, глаз, щёк. Нет возможности вымыть руки с мылом, надо пользоваться антисептиком после контакта с поверхностями. Но этого люди не делают, и цепочка передачи вируса не прерывается. Слабые звенья пандемии стараются создать вакцинацией – почти безуспешно, и обеззараживанием – с разной степенью эффективности.
В Маггортрансе для обработки поверхностей в вагонах используют таблетки Sonix-100 на основе хлора. Работники муниципального перевозчика набирают вёдрами воду и растворяют таблетки из расчёта: одна штука на 10 литров. Затем протирают стёкла, поручни, сиденья – все фомиты, которые только есть в салоне.
Главная область применения таких таблеток – инфекционные очаги, медицинские учреждения, бактериологические и вирусологические лаборатории. Но производитель рекомендует Sonix-100 к использованию и на объектах транспортной системы. Таблетки состоят из дихлоризоцианурата натрия, который, как выяснили медики Сингапура, полностью уничтожает патогены коронавируса на поверхностях.
– Профилактические меры по защите пассажиров и наших работников от распространения коронавируса ввели на предприятии в 2020 году, – рассказал начальник службы движения МП «Маггортранс» Андрей Адувалин. – В трамваях размещена социальная разметка о соблюдении дистанции в полтора метра, есть плакаты с информацией о том, что надо быть в маске. Дезинфекцию проводим ежедневно, производится полная мойка салонов. И после каждого рейса силами водителей и кондукторов производится протирание контактных поверхностей специальными средствами.
Пассажиропоток увеличился до 60 тысяч человек в день – на 14 процентов в сравнении с прошлым годом, что, скорее всего, связано с подорожанием проезда в маршрутных такси. Если в 2020-м по будням выпускали 120 вагонов, то теперь – 124. Однако эти четыре единицы не покрывают потребностей пассажиров. По востребованным маршрутам трамваи в часы пик ходят битком. Маггортранс, наверное, и мог бы увеличить выпуск вагонов, но в штате не хватает 18 процентов кондукторов, из-за чего по некоторым маршрутам обилечиванием занимаются водители. Впрочем, и самих водителей предприятию недостаёт.
Обеззараживают поверхности и в салонах коммерческих микроавтобусов. Представитель одной из компаний, занимающейся такими перевозками, рассказал, что эти меры продолжают соблюдать по собственной инициативе, а как такового контроля нет. Если в прошлом году ГИБДД штрафовали водителей из-за пассажиров без масок, причём санкции затрагивали и компанию, то теперь рублём наказывают только пассажиров. Потому что на прежних условиях перевозчики работать не готовы.
– С какой стати ответственность должен нести водитель, а не пассажир без маски? – поделился собеседник. – Хотя водители всё-таки просят надеть. Но дальше-то что происходит – водителя просто посылают! А если он упрётся, так пассажир и в драку может полезть. Водителю ещё и штраф платить за то, что у кого-то в салоне маски нет? Кто работать-то будет?
Дешёвую одноразовую маску можно купить в интернете за рубль, есть варианты и за 195 рублей. Но всё это упаковками. В розницу же в Магнитогорске цены варьируются – одна маска обойдётся рублей в 15–20.