«Скопил денег – пора в Сочи. Не скопил – езжай в Турцию». Эта шутка, ставшая аксиомой в последнее десятилетие, потеряла свою актуальность для российских отпускников. Отдых в Турции в нынешний высокий курортный сезон точно не будет бюджетным для наших соотечественников. За недельный тур на двоих отпускникам придётся выложить минимум 150 тысяч, а, скорее всего, не менее 200 тысяч рублей.
В Турции – экономический кризис, связанный и с кошмарными февральскими землетрясениями, жертвами которых стали более 50 тысяч человек, и с недавними президентскими выборами. Очередная победа Реджепа Эрдогана, состоявшаяся вопреки планам США и Евросоюза, обрушила курс лиры до исторического максимума – постарались действующие в интересах коллективного Запада боты на мировых биржах. В обменниках Антальи и Аланьи, например, за доллар дают больше 22-х, за евро – более 23-х единиц местной валюты (рост за год 25-30 процентов). На этом фоне даже ослабевший в последние недели рубль выглядит в турецких обменниках очень уверенно.
Переживать, однако, туркам из курортных регионов некогда: летние месяцы весь год кормят. Они работают, принимают туристов, стараются по мере сил не уронить уровень сервиса, но при этом поднимают цены – это сделали и отели, и авиакомпании. Причём ощущают рост почти исключительно российские отдыхающие. Для европейцев изменения цен практически не заметны, а если и влияют на уровень расходов, то только в положительную сторону. Поднимают-то турки стоимость своих товаров и услуг, в основном, в лирах, а в евро они порой даже дешевеют – инфляция не поспевает за темпами ослабления национальной валюты. Россияне же, рубль которых в отличие от доллара и евро не может похвастать стабильностью, вынуждены переплачивать.
«Реальная опасность заключается в том, что туристы из стран Европы не чувствуют повышения цен на путёвки. А если в том же отеле остановится российский турист, то он будет платить процентов на 20 дороже, чем европеец. Из-за разницы курсов», – цитируют российские информационные порталы председателя правления одного из туроператоров Айхана Бекташа.
Кроме того, турецкие авиакомпании, по словам гендиректора туроператора Space Travel Артура Мурадяна (его цитируют «Известия»), пользуются своим условно монопольным положением на рынке авиационных перевозок из России в Турцию и обратно. Билеты на рейсы Turkish Airlines обходятся в полтора, а иногда даже в 3,5 раза дороже, чем аналогичные от компаний из России и стран СНГ. Но, например, из Челябинска, из международного аэропорта которого сейчас ежедневно отправляются минимум два самолёта в турецкую Анталью (один ночью, другой днём), подавляющее большинство рейсов осуществляет именно Turkish Airlines. Поэтому южноуральцам точно приходится платить больше.
«Причиной повышения цен на путёвки является политика иностранных авиакомпаний, которые очень комфортно чувствуют себя из-за ограниченного авиасообщения в нашей стране и получают большие прибыли от российских туристов. Сюда входят авиакомпании из Турции и Ближнего Востока», – утверждает Артур Мурадян.
Тем не менее, Россия продолжает оставаться на верхних строчках рейтинга стран, откуда туристы едут в Турцию. И пусть ажиотажного спроса на подорожавший отдых нет, наши соотечественники всё равно стабильно заполняют авиарейсы. На «Боингах», вылетающих из челябинского аэропорта «Курчатов» в Анталью, свободные места – большая редкость. В условиях ограниченного предложения на международные курортные направления россияне вынуждены летать в Турцию, даже переплачивая за свой отдых. С другой стороны, это свидетельствует о том, что деньги на летний отдых у наших соотечественников есть. Даже находясь под «гнётом» беспрецедентного количества санкций, объявленных западными странами, Россия успешно решает экономические проблемы – финансовые возможности её граждан тому свидетельство.
«Люди приходят, интересуются стоимостью, оценивают ситуацию и свои возможности, но покупают даже недешёвые туры в Турцию», – говорит, например, директор одного магнитогорского турагентства.
Кстати, добираться до областного центра, откуда вылетают самолёты в Турцию, магнитогорским туристам удобнее всего на электропоезде «Ласточка» или на трансферах, организуемых местными компаниями, специализирующимися на пассажирских перевозках. А вот разрекламированный автобусный маршрут № 591 Магнитогорск – Челябинск спросом у отпускников не пользуется, поскольку время прибытия этого рейса в аэропорт «Курчатов» абсолютно не согласуется с расписанием воздушной гавани.
Сам же турки по-прежнему рады всем туристам, которые посещают их страну. И готовы встречать с распростёртыми объятиями и россиян, и европейцев. Они и в море дадут вволю поплескаться, и у бассейна на территории отеля полежать, и шведский стол в ресторане накроют, и на экскурсию свозят, и продадут что угодно (в том числе и за рубли, правда, по невыгодному курсу) – чего только душа иностранца ни пожелает.
А если возникнет чувство, что местные отельеры и авиакомпании наживаются на трудностях россиян, которым на отдых за границу, кроме как на турецкие «олл инклюзивы» сейчас податься некуда, то оно будет обманчивым. Достаточно просто посчитать, из чего складывается стоимость тура: это и авиаперелёт, и трансфер, и проживание в отеле, и питание, и медстраховка, которая в этом году подорожала уже дважды. Да и наши – российские – туроператоры, сотрудничающие с турецкими партнёрами, хотят получить свою долю прибыли.
Как говорят в таких случаях во всём мире: nothing personal, it's just business (ничего личного, только бизнес).