Невероятно, но факт: эксперты пришли к выводу, что для россиян содержание домов стало важнее качества коммунальных услуг. Это показал рейтинг, составленный на основе обращений за первое полугодие 2022 года.
Всего за полгода на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приёмную общероссийского центра «ЖКХ Контроль» поступило больше 14 тысяч обращений.
Больше всего россиян беспокоят неудовлетворительное состояние, то есть содержание и ремонт домов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и управление домом. При этом резко снизилось число претензий к качеству коммунальных услуг – за год их стало меньше на треть. Аналитики связывают такие изменения с последствиями периода пандемии и введением моратория на проверки управляющих организаций, замену предписаний предостережениями. Собственники же деньги за услуги дисциплинированно вносят, а вот недобросовестные управляющие компании позволяют себе уклоняться от исполнения договора.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов отметил: если в 2018 году претензии собственников к качеству содержания общего имущества составляли 13 процентов от всех обращений, то теперь они увеличились до 16 процентов.
Примерно на одном уровне в первом полугодии 2022 года держатся, и даже немного снизились, вопросы, связанные с начислением платы за ЖКУ, – 14,7 процента. При этом резко, на 17 процентов, за этот период увеличилось количество обращений по вопросам управления многоквартирными домами.
Непреодолимым для собственников остаётся вопрос работы аварийно-диспетчерских служб.
Несмотря на то, что их работа основана на лицензионном требовании, отсутствует культура общения с жителями, не ведутся журналы учёта заявок и не исполняются сроки ответа на звонок потребителя и исполнения заявок.
Неактуальной становится тема качества предоставляемых коммунальных услуг. Это связано с исполнением региональных программ капитального ремонта, переводом жителей на альтернативные источники получения тепловой энергии, модернизацией коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ.
Значительно снизилось и количество обращений по теме капремонта. При этом падает интерес собственников к вопросам проведения энергоэффективного капитального ремонта, – скорее всего, из-за снижения благосостояния и нежелания горожан нести дополнительные траты.
Резкий скачок, на 21 процент, отмечен в вопросах благоустройства придомовых территорий. С одной стороны, считают специалисты, управляющие организации не торопятся исполнять минимальный перечень работ и услуг по содержанию земельного участка, с другой стороны – собственники не готовы нести затраты и приобретать новые элементы благоустройства.
Ещё одной темой, по которой отмечают прирост числа обращений, стало проведение общих собраний собственников. Одна из причин – непонимание порядка заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ. Сложность проведения собраний в системе и дополнительная ответственность настораживают жителей и являются препятствием к её массовому использованию.