Визит к омбудсмену – это возможность рассказать как о личных проблемах, так и задать общие вопросы, решение которых может помочь многим семьям. Так, на приёме граждан были затронуты темы лекарственного обеспечения офф-лейбл препаратом – по показаниям, не утверждённым государственными регулирующими органами, – инклюзивного образования, безопасной дороги в школу, семейного обучения и другие. Практически со всеми обратившимися были достигнуты договорённости о том, как можно совместными усилиями решить поставленные вопросы.
Многодетная мама спрашивала у Евгении Майоровой о компенсации для родителей, выбравших для своих детей семейное обучение. На данный момент в Челябинской области компенсация положена только семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
– В нескольких регионах страны есть такая практика, – уточнила девушка. – Компенсация могла бы позволить семьям, добросовестно относящимся к своим обязанностям, расширить образовательные возможности, посетить культурные мероприятия, привлечь репетиторов и так далее.
Евгения Майорова отметила, что вопрос этот действительно актуален, и посоветовала заявительнице обратиться в городскую общественную палату. Со своей стороны, аппарат уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области запланирует к проведению круглый стол на уровне региона, посвящённый семейному обучению.
– Семейное образование – это, с одной стороны, большие возможности для детей, с другой – большие риски. Поддерживаю проведение рабочей встречи с родительским сообществом, профильными структурами и правоохранительными органами, – подчеркнула омбудсмен.
Родители, рассказавшие о небезопасном маршруте до образовательного учреждения, пришлют Евгении Майоровой более конкретную информацию о рисках на дороге, уполномоченный, в свою очередь, организует общественный контроль, в рамках которого в сентябре планируется проверить весь путь до школы.
Также в числе посетителей были родители детей, посещающих ресурсный класс, открывшийся на базе школы № 20. В нём занимаются пять ребятишек с расстройствами аутистического спектра, чтобы в дальнейшем перейти на инклюзивное обучение с обычными школьниками.
В конце учебного года троих детей попросили забрать документы на основании того, что дети «не адаптировались».
– В лоб говорят: «Забирайте документы», – пожаловались родители. – Мы теперь не знаем, как себя вести, как идти в школу в сентябре.
– Программа ресурсного класса будет успешна в том случае, если все заинтересованы в том, чтобы у ребёнка получилось, если есть эмоциональный отклик, и если будет соблюдаться чёткий алгоритм, – прокомментировала ситуацию Евгения Майорова. – Наша задача не выявить виноватых, а понять, где и что пошло не так и как адаптировать детей к процессу.
Она предложила провести супервизии с участием родителей по всем детям, обучающимся в ресурсном классе. Заместитель главы города Александр Леднев лично решил подключиться к решению данной проблемы.
– Ресурсный класс – возможность реального доступа детей с особенностями в обычную среду, – прокомментировала Евгения Майорова ситуацию журналистам. – Моя обязанность как уполномоченного – не только защищать конкретные права детей, но делать всё, чтобы менялись подходы к детям, чтобы проблемных ситуаций вообще не возникало. Пока не будем каждый день общаться с этими детьми в обыкновенной жизни – никакой инклюзии не будет. Некоторые считают, что таким детям не место в общих школах, в парках, на детских площадках. Сталкиваюсь с ужасающими случаями дискриминации. Но нет такого госоргана, который возьмёт и всё исправит. Доступность среды начинается в голове каждого из нас. Разве нужен какой-то закон, чтобы проявить доброе отношение? Ресурсный класс – это не только про конкретных детей, это огромный вклад в систему общего просвещения.
Андрей Савкин, председатель межрегиональной общественной организации «Опорный край державы» вместе с представителями добровольного объединения «Совет родителей Магнитогорска» просил разобраться с вакцинацией детей-сирот в интернате «Семья» и проектом «Образование 2030». По мнению активистов, вакцинация детей незаконна. А проект «Образование 2030» приведёт к тому, что школьники будут «загнаны» в цифровое образование, а в дальнейшем учителей заменят на роботов или искусственный интеллект.
– Хотим узнать, что думает по этому поводу Евгения Викторовна, – уточнил Андрей Савкин.
– Я не эпидемиолог и не специалист по прививкам, – объяснила Майорова. – Если прививки внесены в национальный календарь, то нет оснований считать, что власти неправы. Это федеральный уровень, не мой. «Образование 2030» – это не переход на цифровое обучение, а дополнительный инструмент в процессе обучения. Для проверки качества образования существует Рособрнадзор.
Неожиданным для Евгении Викторовны стал визит с букетом цветов и словами благодарности Ярослава Ионуша – ему омбудсмен помогла оформить опеку над сестрой, которую хотели передать на попечение биологическому отцу, никогда не занимавшемуся воспитанием девочки.
– У нас всё хорошо благодаря вам, вашему труду и помощи – отметил Ярослав.
Евгения Майорова подчеркнула, что счастливое завершение истории – результат совместных усилий.
– Таких случаев много, но они не освещаются так громко, – отметила омбудсмен. – Рада, что всё сложилось, и признательна людям, которые не стесняются прийти и сказать спасибо. Работаю всегда вместе с органами власти региона и муниципалитета, благодарна им за то, что они поддерживают мои инициативы. Если человек действительно не знает, куда обратиться, и видим, что у проблемы высокая социальная значимость, например, связанная с безопасностью ребёнка, охраной жизни и здоровья, то берём на себя взаимодействие между другими структурами, связываемся с правоохранительными органами, органами здравоохранения, исполнительной властью. Если речь идёт в целом о системе образования, системе здравоохранения в стране – это вопросы дискуссионного характера.
После личного приёма Евгения Майорова побывала в детском доме «Родник» и коррекционной школе-интернате № 5, а также детском отделении психиатрической больницы. Инициаторами встречи воспитанники учреждений выступили лично.
– Мой подход как уполномоченного заключается в открытости по отношению к детям, – объяснила Евгения Майорова. – Любой ребёнок может обратиться ко мне через социальную сеть «ВКонтакте» или через сайт и получить консультацию и помощь. Дети активно этим пользуются, и сегодня приду к ним в гости. После двух детских домов поедем в психиатрическую больницу. Ребята считают, что их помещают туда в наказание. Эти вопросы требуют углублённого изучения.
Завершила визит в Магнитогорск встреча уполномоченного с ребёнком с тяжёлой сочетанной патологией, включающей диагноз «спинальная мышечная атрофия». Ему требуется дорогостоящий препарат, не апробированный в лечении детей. Как правило, федеральные центры назначают такие медикаменты в тяжёлых сложных случаях по решению консилиума. Выкупить лекарство можно только через суд. Достать ребёнку лекарство на первое время помог организованный президентом РФ благотворительный фонд «Круг добра».
– Надо выяснить, в каком объёме препарат будет предоставлен минздравом, и понять, каким образом дальше будет осуществляться обеспечение, – объяснила Евгения Майорова. – Заключение действительно год, мама переживает, что ей снова придётся проходить через судебные инстанции.
К слову, Евгения Майорова подчеркнула, что у аппарата уполномоченного по правам ребёнка есть соглашение с адвокатским бюро – партнёры бесплатно составляют исковые заявления и помогают в представлении в суде.
– Если есть финансовые сложности, все эти вопросы решаем на безвозмездной основе, – уточнила омбудсмен.
Добавим, что обратиться к Евгении Майоровой можно не только на личном приёме. Сайт уполномоченного по адресу deti.gov.ru принимает заявления онлайн. Достаточно описать проблему своими словами. Она может касаться не только нарушения прав ребёнка, зачастую родители обращаются и в том случае, если им просто нужна помощь в тяжёлой ситуации.