Отделение занимается юридической и социальной помощью семьям, в которых дети, говоря сухим юридическим языком, получают ненадлежащую заботу со стороны родителей. Чаще всего причины стары, как мир: алкогольная и наркотическая зависимость.
Тогда почему всего десять лет, спросите вы, ведь горе-родителей всегда было в изобилии? Ответ прост: главный акцент в работе центра социальной помощи семье и детям соответствует тренду, установившемуся в стране как раз лет десять назад, - не карать и не изымать детей, как это было принято раньше, а помогать и сохранять семью, в которой ребёнок всегда более счастлив, чем в самом благоустроенном казённом учреждении. Помогать до последнего, пока есть силы и ресурсы: материальный - от продуктовых наборов до сбора ребёнка в школу, психологический - беседами и наставлениями, бытовой - бесплатным посещением детсадов, обеспечением школьным питанием, билетами на концерты, путёвками в детские загородные центры отдыха...
Центр социальной помощи семье и детям - это четыре отделения: организационно-методическое, отделение дневного пребывания, социально-правовое, а также психолого-педагогическое. Действия отделений смежные, чаще всего клиенты проходят все из них, потому члены коллектива, в основном женского, давно устоявшегося в составе центра, поработали во всех отделениях. Например, Светлана Морозова, уже два года заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних, была и в психолого-педагогическом отделении, и в отделении дневного пребывания. Всего отдала центру 17 лет.
- Полиция ставит неблагополучные семьи на учёт, а мы - на социальное обслуживание, и в этом коренное отличие, - говорит Светлана Александровна. - Попадают к нам по-разному: отправляет городская или районная комиссии по делам несовершеннолетних, полиция, управление соцзащиты населения, муниципальные комплексные центры соцобслуживания, управление здравоохранения, образования. Могут и соседи доложить о сложной семейной ситуации - порой анонимно. Потом психологи работают с родителями, за каждой семьёй закрепляются кураторы. Их в отделении 16, на каждого приходится по 20, а то и 30 семей. Это много, но они справляются. Борются до последнего за каждую семью, за каждого ребёнка.
Сопровождение семей бессрочно - до улучшения социального положения: когда родители устроились на работу, благоустроили дом и занялись собственными детьми, которые посещают школу и другие образовательные учреждения. За десять лет помощь отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних получили более четырёх тысяч семей. В настоящий момент на учёте в центре состоят 262 семьи. Для каждой кураторы составляют индивидуальную программу помощи: психологические, социально-бытовые, медицинские, юридические услуги - помощь в трудоустройстве, получении материальной помощи от государства, пособий и субсидий.
Самое трудное, по словам Светланы Морозовой, - заставить родителей осознать проблему пагубной зависимости и замотивировать к избавлению от неё. Беседы психологов могут длиться месяцами. Удалось - дальше работа идёт быстрее и эффективнее. Не удалось - специалисты центра, "отдав" семью правоохранительным специалистам, отступают, но наблюдают, ждут удобного момента, чтобы снова приступить к психологическим тренингам. И - добиваются успехов. А дальше - полноценная работа во всех направлениях в рамках межведомственного взаимодействия всех служб, так или иначе связанных с работой с "трудными" семьями.
- Конечно, в первый раз люди обычно отмахиваются: всё у нас хорошо, не нужна ваша помощь, - говорит Светлана Александровна. - Бывали и более резкие замечания: "пила, пью и пить буду, ничего мне не сделаете". Но научились работать и с этим контингентом, не удаётся наладить контакт буквально с единицами. Вот тогда уже в дело вступают полиция, органы опеки, которые могут и изъять детей - если им угрожает опасность.
Самое большое счастье для работников отделения профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних - видеть, как преображается семья. Специалисты по достоинству оценивают работу, которую провели родители, буквально ломая себя изнутри, выкорчёвывая годами отработанный режим существования. Тогда можно вздохнуть спокойно и отпустить семью в свободное плаванье. Но ни в коем случае не бросить: теперь её будут опекать районные комплексные центры, да и соседи в случае рецидива знают, куда обращаться. А рецидивы редко, но всё же, увы, случаются.
Татьяна Куликова, до того как стать специалистом центра социальной помощи семье и детям, трудилась в системе МВД. Помогает? Конечно - особенно, в умении налаживать контакт с одурманненым мозгом и даже останавливать агрессию.
- Не пускать агрессию в ответ, не показывать страх, а продолжать говорить мягко, но уверенно, - Татьяна Юрьевна учит своему опыту молодых коллег, которые, чего греха таить, порой боятся идти в неблагополучную семью. - А главное, понимать: алкоголиками не рождаются. Порой в силу очень трудных обстоятельств, которым человек не смог противостоять. Поэтому смотрим на такие семьи не с точки зрения их порицания, а ищем скрепы, на которые можно опереться. Бабушки, дедушки, другие родственники, которые с благодарностью приходят нам на помощь. Так и выстраиваем доверительные отношения.
Другая сторона работы - профессиональное выгорание. А оно появляется, когда медленно, тяжело вывел семью из кризиса, вроде вздохнул спокойно - а она снова ушла в пике.
- Ах, как обидно было за одну женщину, - вспоминает Татьяна Куликова. - Два года работала с ней, она прошла лечение, официально трудоустроилась медсестрой, стала зарабатывать и обеспечивать ребёнка. А как преобразилась! Из "погремушки", побирающейся у ларьков, превратилась в красивую женщину. Но - вернулась к сожителю, который не поддавался никакому воздействию, и сорвалась. Тогда помочь ей уже не смогли - ребёнка забрали в госучреждение.
Татьяна Юрьевна идёт к опекаемой семье. Во время карантина личные контакты сведены к минимуму, общаются с семьями по телефону. Но иногда без визита не обойтись, и выручают маска, перчатки и санитайзеры. По дороге рассказывает: семья хорошая, попала в трудную ситуацию. Анна с двумя дочками, 13-летней Сашей и пятилетней Леной и мамой-пенсионеркой Элеонорой Викторовной, осталась без работы, отец семье не помогал, жили на небольшую пенсию мамы. Билась изо всех сил, но однажды не выдержала, поддалась желанию растворить проблемы в забытьи. Элеонора Викторовна, услышав о центре социальной помощи семье и детям, сама пришла туда.
- Долго не решалась. Честно, думала: приду - отмахнутся, ещё тяжелее на душе станет, - рассказывает Элеонора Викторовна. - Но приняли тепло и с пониманием. Сразу обрела надёжного друга в лице Татьяны Юрьевны, ей можно позвонить в любое время дня и ночи, всегда выслушает, поможет - и материально, и главное, эмоционально.
- Продукты, развлечения и отдых для девочек, социальная помощь, юридические консультации очень помогают, - присоединяется Анна. - Привыкли все сами со своими бедами бороться, а оказывается, у нас много прав и возможностей.
- Девочки, завтра получите у нас маски, продуктовые наборы, Ане надо записаться в центр занятости и начинать получать пособие как безработная и на девочек, - диктует Татьяна Куликова, одной рукой записывая вопросы "девочек", а другой поглаживая роскошного бирманского кота, по-царски развалившегося на диване. - Саша, летом, если вирус уйдёт, будем устраивать тебя на работу, я скажу, какие собрать документы. "Сетевой город" работает? Учиться успеваешь?
За десять минут даны поручения и записаны просьбы, и вот уже Татьяна Куликова, как и её коллеги, спешит дальше. На помощь к другим - такая работа. Может, незаметная для всего общества, но жизненно важная для конкретных семей, которые благодаря таким вот "отделениям милосердия" вновь обретают силы жить полноценно, по-настоящему.