Летние каникулы подходят к концу. Скоро начнётся подготовка к учебному году. Сегодня речь пойдёт о детях, которые только выпустились из детских садов и встали на новый путь.
Родителей беспокоит адаптация малышей в школе. Хорошо, когда это уже не первый ребёнок в семье, а когда первый идёт в школу, как быть? Как правило, в школе хорошо адаптируются дети, родители которых акцентируют внимание на духовно-нравственном воспитании. Ребёнок из такой семьи выходит более подготовленным к жизни, к принятию других людей, трудностям, которые ему будут встречаться на жизненном пути. Такие дети чётко могут различать добро и зло. Они понимают, для чего идут учиться. Для них учитель – уже авторитет, потому что, если в ребёнка вложили послушание, то он, несомненно, будет прилежным учеником. Он никогда даже в мыслях не допустит срыв уроков, грубость в адрес учителя, невыполнение домашнего задания, а тем более не будет огорчать родителей своим поведением. Конечно, это не говорит о том, что такой ребёнок будет неуязвим, он также будет испытывать чувства как положительные, так и отрицательные, но у него этот стрессовый процесс будет проходить мягче. Если родители в семье с пониманием относятся друг к другу, то и стресс у ребёнка будет недолгим. Дети уязвимы, их души трепетны и чувствительны, они воспринимают мир таким, какой он есть. И видят, соответственно, как ведут себя родители в тех или иных жизненных ситуациях. Поэтому очень важно родителям понять, что их поведение ребенок копирует в точности. Если родители в стрессовых ситуациях ведут себя стойко, поддерживают, а не обвиняют друг друга в ошибках, не перекладывают свою вину на другого члена семьи, то ребёнку будет легко выйти из ситуации стресса. И адаптация в школе пройдёт успешно, потому что есть мудрые родители, которые поддержат, объяснят, помогут решить проблемы. Очень важно родителям при какой-либо конфликтной ситуации, которая произойдёт в школе, разобрать с ребёнком все стороны, участвовавшие в конфликте. Дать ребёнку самому рассмотреть эти позиции, ни в коем случае не допускать самооправдания. Таким образом вы избежите много проблем, которые могут возникнуть из-за этого качества на жизненном пути у ребёнка. При самооправдании ребёнок не будет себя никогда считать виноватым, а будет винить окружение, со временем и до самих родителей доберётся, обвиняя их в своих неудачах и проблемах. Такие дети очень страдают сами, не меняют своё поведение, даже если их вина очевидна.
Очень важно понять, что чувство вины развивать в ребёнке нельзя.
Ребёнок только встал на взрослую тропу жизни, сделал первый шаг, позади детский сад, забавы, игры. Родителям это очень важно понимать. Ребёнок ещё не взрослый, как часто любят повторять любящие родители. Он только на пути и ему надо помочь, не спугнуть, не дать разочароваться в перспективах взросления. Если ребёнок постоянно слышит от родителей «ты должен», «ты обязан», то для него перспектива «взросления» становится очень страшной. Взрослым нужно научиться правильно выражать свои мысли: сменить приказной тон, не кричать, не оскорблять, не сравнивать, не «клеймить» ребёнка. Крик родителя – это, в первую очередь, выражение его беспокойства, тревоги, страха, беспомощности. Ребёнок это чувствует. Такое поведение родителя скорее оттолкнёт ребёнка, чем приблизит. Вот почему очень важно сохранять эмоциональный баланс, не выпускать наружу свои негативные эмоции. Родители должны знать, что дети в таком возрасте выражают «честные чувства», поэтому нужно помочь им выразить их, разрешить рассказать о них. Не лишайте детей этих чувств. Они искренние. Нужно понимать, что чем дольше ребёнок выражает свои честные чувства, тем здоровее будет его личность, тем безболезненнее он пройдёт все этапы возрастных кризисов. Если нужно, то и родитель может сказать о своих чувствах, но ни в коем случае не давать оценку, не переходить на личности. Ободряйте своих детей чаще, когда они научились чему-то новому, не скупитесь на ласку, добрые слова, обнимайте своих детей – это самая нужная поддержка для ребёнка. А если у него что-то не получается, будьте рядом, укажите на то, чему он уже научился, потому что старался, трудился, но не делайте за ребёнка сами. Для них очень большим стрессом является школа, уроки, новые люди, дисциплина – всё это составляет сильную психоэмоциональную нагрузку. Им нужна разрядка. Поэтому они не исключают такой возможности, как пошалить. И здесь должна присутствовать мудрость родителей. Нужно говорить, но не кричать. Объяснять спокойно, можно даже привести примеры из любимых мультфильмов, подчеркнув, как справлялись герои мультфильма с такими проблемами. Но ни в коем случае не сравнивать своих детей с соседскими детьми, с братьями или сёстрами. Ребёнок по своей природе индивидуален, уникален как личность, такого другого нет. Поэтому нужно не конкретную личность в пример приводить, а рассматривать поступок личности. Это очень важно. Ребёнок будет чувствовать и видеть, что его поддерживают и любят, что ему нечего бояться, он знает, к кому обратиться, если вдруг на пути встретится трудность. Он придёт в семью, в надёжный тыл, где всегда помогут, поймут и не осудят.
Елена Иванова,
заведующая психологической лабораторией ГБУЗ ОПНБ№ 5